Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чкаловская школа-интернат»
Доклад на тему:
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
Выполнила:
Учитель-логопед Пелёвина Т.С.
г.о.г.Чкаловск
2019г.
Охват обучающихся логопедической работой за последние 4 года
Учебный год | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Количество обучающихся, посещающих логопедические занятия | 53%-41чел. | 65%-48 чел. | 65% - 60 чел. | 61%- 57 чел. |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в школе обучается значительное количество детей нуждающихся в логопедической помощи. С каждым следующим учебным годом количество детей, имеющих нарушения речи растёт. Поэтому работа учителя-логопеда в коррекционной школе актуальна и значима.
Диагностический состав обучающихся с речевыми нарушениями
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
В связи с этим планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; с опорой на сохранные психические функции.
Сравнительный анализ продвижения обучающихся в коррекции нарушений речи.
Учебный год | Количество детей нуждающихся в логопедической помощи | Эффективность обучения |
выпущены с логопедических занятия | с улучшением | С незначительным улучшением | Без изменений |
2015-2016 | 41 чел. | 6 | 33 | 2 | - |
2016-2017 | 48 чел. | 7 | 37 | 4 | - |
2017-2018 | 60 чел | 8 | 48 | 4 | - |
2018-2019 | 57 чел | 11 | 43 | 3 | - |
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что логопедическая работа по итогам каждого учебного года даёт положительный результат. Это помогает обучающимся с ОВЗ лучше овладевать связной устной речью, улучшает произношение, технику чтения, формирует навыки письменной речи.
Динамика речевого развития обучающихся за 2018-2019 учебный год
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что логопедическая работа по итогам 2018-2019 учебного года даёт положительный результат. Общий уровень состояния устной речи на конец 2018-2019 учебного года составил 72%, что на 12% выше по сравнению с началом 2018-2019 учебного года.
Сравнительный анализ уровня речевого развития
обучающихся за 3 года
Вывод: За последние 3 года наблюдается стабильная положительная динамика в речевом развитии обучающихся.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью — очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Такие дети нуждаются в тщательном логопедическом обследовании и уточнении логопедического заключения. Поэтому логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта актуально и необходимо.
Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства детей с нарушением интеллекта типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Помимо особенностей развития речи, характерных для всех детей с нарушением интеллекта, у значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушению письменной речи.
Целью логопедического сопровождения в МКОУ «Чкаловская школа-интернат» является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Основные задачи:
1. Профилактика и коррекция нарушений в развитии устной речи и навыков письма и чтения.
2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции.
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
4. Разъяснение педагогическим работникам и родителям (законным представителям) специальных методов и приемов оказания помощи детям с нарушением речи.
Особенности логопедического сопровождения
заключаются в следующем:
1. В силу того, что нарушения речи детей носят стойкий характер, логопедическое сопровождение осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедическогог сопровождения направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение - системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
Основными направлениями логопедического сопровождения являются:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• просветительно –профилактическая работа
Диагностическая работа
Содержание диагностического направления представляет собой углублённую диагностику устной и письменной речи учащихся.
Обследование, проводится в начале и в конце года.
Обследование устной речи состоит из четырех блоков, направленных на исследование:
1) фонетико-фонематической стороны речи;
2) лексического запаса;
З) грамматического строя речи;
4) связной речи.
Блок 1. Исследование фонетико-фонематической стороны речи
Этот блок включает исследование шести индикаторов:
- фонематический слух;
- фонематический анализ;
- фонематический синтез;
- фонематические представления;
- слоговая структура слова;
- звукопроизношение.
Блок 2. Исследование лексического запаса
В этот блок входит исследование:
- предметного словаря;
- глагольного словаря;
- словаря признаков.
Блок 3. Исследование грамматической стороны речи
Этот блок состоит из четырех уровней.
1 уровень. Исследование согласования:
прилагательных с существительными в роде;
прилагательных с существительными в числе;
прилагательных с существительными в падеже;
существительных с числительными;
существительных с притяжательными местоимениями в роде;
существительного с глаголом прошедшего времени в роде.
2 уровень. Исследование предложно-падежных конструкций.
3 уровень. Исследование навыков словообразования (суффиксальный, префиксальный способы).
4 уровень. Исследование навыков словоизменения.
Блок 4. Исследование связной речи
Исследование связной речи делится на два этапа.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2. Пересказ прослушанного текста.
Ответы детей я фиксирую в таблицы, где каждый блок представлен более подробно. Ответы оцениваются баллами и полученные результаты обследования отражаются в виде диаграммы, где мы можем наглядно увидеть состояние речевого развития каждого ребёнка.
Для получения общего показателя состояния устной речи учащегося необходимо суммировать баллы со всех четырех блоков. Уровень развития устной речи отражается также в диаграмме.
Обследование письменной речи включает в себя обследование состояния процесса чтения и письма. При изучении состояния процесса чтения характеризуется чтение слогов, слов, предложений, текстов, определяется скорость и способ чтения. При изучении состояния письма характеризуются различные виды письма: списывание, письмо под диктовку, письмо текста с дефектно произносимыми звуками и с графически сходными буквами. Обследование состояния письменной речи проводится при помощи текстов, которые отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы каждого класса.
Результаты обследования, проводимые в начале и в конце учебного года, оформляются в речевой карте.
Сравнение данных стартовой (в начале учебного года) и итоговой (в конце учебного года) диагностики, наглядно демонстрирует изменения индивидуальных показателей речевого развития учащихся. Что позволяет отслеживать результаты проделанной работы.
Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится диагностика техники чтения обучающихся 2- 9 классов. В ходе проверки у обучающихся оценивается навык чтения по следующим критериям: правильность, техника чтения, выразительность, осознанность. По результатам проверки оформляется справка и график, где можно проследить положительную или отрицательную динамику в формировании навыка чтения.
Результаты обследования обсуждаются совместно с другими специалистами, что позволяет получить точные представления о вербальном и невербальном развитии детей, уточнить заключение, а также обосновать и разработать индивидуальную коррекционную программу развития ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа
Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК и диагностических данных логопедического обследования. Основные формы организации учебной коррекционно-развивающей работы это групповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются после проведённого обследования устной и письменной речи учеников. Комплектуются группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.
Также по результатам обследования определяются обучающиеся для индивидуальных занятий. Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. На индивидуальные занятия отводится 20 минут.
Групповые и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. Переодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 3-4 обучающихся.
Занятия с обучающимися, проводятся с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов учитель -логопед может брать обучающихся с уроков чтения и речевой практики. Обучающихся воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.
Просветительно –профилактическая работа
В просветительно-профилактическом направлении логопедического сопровождения оказывается консультативная помощь учителям и воспитателям школы и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, даются рекомендации по их преодолению. Проводятся консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы. Ведется просветительская работа с родителями детей. Регулярно проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы по преодолению речевой патологии. Участие логопеда в методических объединениях, семинарах, конференциях, на педсоветах повышает грамотность педагогов.
Также учитель-логопед принимает участие в работе ПМПк.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - основная организационная форма взаимодействия специалистов школы, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или в состоянии декомпенсации. В рамках ПМПк происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника), определенных групп детей и структурных подразделений.
Учителя, наряду со специалистами сопровождения являются участниками ПМПк.
ПМПк консультирует всех участников образовательных отношений - обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов - по вопросам профилактики, коррекции и развития, а также организации помощи и педагогической поддержки детям.
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с умственной отсталостью и инвалидов в школе - обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Задачи ПМПк:
- разработка и реализация программы коррекционной работы школы, координация деятельности всех специалистов при сопровождении обучающихся с нарушениями интеллекта и согласование планов работы различных специалистов;
- мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении АООП, корректировка программы.
Направления деятельности ПМПк:
- организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием психологических и педагогических диагностических методик;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
- выявление компенсаторных возможностей психики ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
- выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
- выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
- обеспечение коррекционной направленности образовательной деятельности;
- консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
Содержание психолого-педагогического сопровождения:
- диагностика познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой и других сфер развития обучающегося, его поведения и адаптации; педагогические наблюдения за особенностями обучения и воспитания;
- создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- конкретная практическая психолого-педагогическая помощь ребенку.