Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Гумерова Рита Идуаровна
gumerova-rita72@mail.ru
МБОУ СОШ №5,
г.Дюртюли, ул. Первомайская,3
Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация - появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от во время проведенной логопедической коррекции.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.
Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:
- принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей;
- принцип продуктивной обработки информации, реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
- принцип развития и коррекции высших психических функций(ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций;
- принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.
Федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании»
3. Конвенция о правах ребенка
4.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.
Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:
1. Информационно- коммуникационные.
2. Технологии компенсирующего обучения.
3. Технология психолого-педагогического сопровождения.
4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.
5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н.Зайцева.
Использование современных образовательных технологий
На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика. По преобладающему методу применяю:
1.Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.
2.Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.
3.Использую информационно - коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения. По подходу к ребенку:
1.Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
2.Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
3.Здоровьесберегающие технологии, что предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:
сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.
Анализ видов речевых нарушение за 4 года
Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации, мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года. Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы. Было необходимо найти оптимальную модель эффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия. Было решено использовать: рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе; - обмен результатами наблюдений;
- постоянное взаимоконсультирование;
- взаимопосещение уроков и занятий;
- анкетирование учителей;
- разработка памятки учителю и ученику;
- рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;
- учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;
- при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.
В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей. В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.
Литература
1.Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М., 1960
2.Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994 - часть 1.
3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974г.
4.Бурлакова М.К., В.Секачёв Советы логопеда, - М., 2001
5.Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994. С. 192.
6.Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7-12.
7.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – Москва, 2007
8.Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей в ОНР, - Москва ,2003
9.Шилова Н.А., Ершова Н.В. Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития, Издательство ИПКРО, - Якутск, 2003
10.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.
11.Логопедия в школе: практический опыт. Под.ред. В.С.Кукушина, Издат.центр «МарТ»,2005;
12.Логопедические занятия со школьниками. Меттус Е.В. с соавторами- СПб., КАРО,2006.