Системное недоразвитие речи (СНР) - системное недоразвитие речи представляет целый комплекс расстройств речевой системы, при котором нарушаются все основные составляющие речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, речевое восприятие, а в последующем, письмо и чтение.
Полноценно речь ребенка формируется при условии сохранных функций слуха, зрения, двигательной сферы, интеллекта, психоэмоционального состояния и других факторов. СНР бывает обусловлено (или осложнено) двигательной патологией, (в т.ч. речевых органов), снижением интеллекта, нарушением слуха, зрения, нарушением психо-эмоциональной сферы. Как правило, диагноз СНР выставляют после 5 лет, т.к. к этому возрасту формируются основные речевые эталоны.
В зависимости от степени выраженности выделяют 3 степени СНР: легкая, средняя, тяжелая.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое заключение при обследовании школьников с умственной отсталостью»
Логопедическое заключение при обследовании школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика:
-полиморфное нарушение звукопроизношения;
-грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
-ограниченный словарный запас;
-выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
-несформированность словообразования;
отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1-2 предложения вместо пересказа)
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика:
-полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм наблюдаются значительные трудности);
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно- падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в И. п., а также в косвенных падежах);
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);
-выраженная дисграфия, дислексия
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика:
-нарушения звукопроизношения отсутствуют или мономорфны;
-фонематические восприятие, анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;
-словарный запас ограничен;
-в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах мн. ч., нарушения сложных форм словообразования;
-в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;
-имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются:
степень СНР; 2) нарушения устной речи; 3) нарушения письменной речи.