Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение города Севастополя
«Общеобразовательная школа-интернат № 6 имени И.Е. Петрова»
Логопедическое занятие
в рамках недели обмена опытом
по коррекции письма и чтения
с учащимися с ОВЗ
4-А класс
Тема: Дифференциация приставок и предлогов
Учитель-логопед:
Медова Елена Васильевна
Севастополь
Логопедическое занятие
по коррекции письма и чтения с учащимися с ОВЗ 4-го класса
Учитель-логопед: Медова Елена Васильевна
Тема: Дифференциация приставок и предлогов.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Совершенствование навыка правописания предлогов и приставок.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Систематизировать знания об отличительных признаках приставок и предлогов; добиваться осознанного усвоения практических умений дифференциации предлогов и приставок, пополнять и активизировать словарный запас. Корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений. Совершенствовать понимание прочитанного и выделения главной мысли в тексте.
Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, развивать личностные качества учащихся, навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства. Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к учебе, уважительное отношение к чужому мнению, умение слушать и слышать Воспитание нравственных качеств. Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Воспитание любви к русскому языку.
УУД
Познавательные: обогащать словарный запас, работать над дикцией, уметь извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, работать в сотрудничестве с учителем, определять степень успешности своей работы.
Личностные: развивать усидчивость, вызывать положительные эмоции, стремление к совершенствованию собственной речи, интерес к чтению, письму.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, высказывать, обосновывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других, договариваться и задавать вопросы.
Современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества, технология оценивания успехов, игровые технологии, ИКТ.
Оборудование: классная доска, раздаточный материал, наглядный материал, презентация.
Ход занятия
Организационный момент
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Психологический настрой. Дыхательная гимнастика.
2.Д/У «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности).
- А теперь встаньте в круг, вытяните руку вперед, ладонью вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?». Расскажите о своих ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень).
-Посмотрите внимательно на камни.
-На них что-то написано.
-Прочитайте.
-Чем могут быть эти буквы, слоговые цепочки? -Так приставка или предлоги? Решение проблемы.
- Как вы думаете, что будет темой нашего занятия (предметом нашего исследования)? (Приставки и предлоги)
-Сегодня мы будем исследовать правописание приставок и предлогов.
-Запишите число и тему в тетрадь.
Основная часть
II. Формулировка темы урока. Целеполагание.
Цель: Организация подводящего или побуждающего диалога по теме занятия.
-Какими вы представляете цели нашего занятия? (Совершенствование навыка правописания предлогов и приставок.)
-А для, достижения этой цели, мы должны решить следующие задачи:
1. Закрепить знания о предлогах и приставках.
2. Научиться применять правило правописания слов с приставками и предлогами. А для этого составим памятку по различению предлогов и приставок и их правописанию
-По какой причине мы должны это делать? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
-Чему научиться?
-Зачем нам это надо?
III. Актуализация знаний.
Цель: Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
-Приступаем к исследованию.
- Вспомните, что вы знаете о приставках и предлогах. Работа в парах у доски.
Учащиеся находят соответствующую информацию о предлогах и приставках и представляют её.
Работа по карточкам:
- Прочитайте слова с предполагаемой приставкой или предлогом.
-Первая группа выписывает слова с приставкой, вторая с предлогом.
-Объясните правописание слов.
(ПО)ГУЛЯТЬ
(В)КЛАСС
(В)ХОДИТЬ
(ПО)ДОРОГЕ
(В)ПАРКЕ
(ПО)БЕГАТЬ
-Составьте словосочетания из данных слов.
-Что у вас получилось?
-Запишите словосочетания в тетрадь, выделите приставку, подчеркните предлог.
Рефлексия.
-Вам удалось справиться с заданием?
Коррекционный блок: Динамическая пауза –совершенствование общей моторики, содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Д/У «Живые слова».
IV.V. Работа по теме занятия. Составление алгоритма. Коллективная работа
Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.
-Послушайте загадку:
Я повсюду, где бываю,
Всё на сете успеваю,
Потому что у меня
Строгий…..(распорядок дня)
Выяснение семантического значения словосочетания (распорядок дня).
Распорядок дня — это точное планирование действий с момента пробуждения и до позднего вечера.
-Как вы запишете это словосочетание? Давайте разберемся. Что вы можете предложить?
-Давайте вернёмся к нашему исследованию и попробуем выработать шаги (действия), которые нам помогут в правописании приставок и предлогов. СЛАЙД 1
Составление алгоритма правописания приставок и предлогов.
1. Попробовать вставить слово.
2. Получилось?
3. Да – предлог - раздельно
4. Нет - приставка – слитно
-Запишите словосочетание в тетрадь, выделите приставку.
-А какой, частью речи, является слово «распорядок».
Д/И «Хорошо Плохо» -Как одним словом назвать эти слова?
Это привычки! А что такое привычка. (выяснение семантического значения слова)
Привычка-это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.
-А какие привычки нам нужны?
Полезные привычки способствуют сохранению здоровья.
Вредные привычки-наносят вред здоровью.
-Полезные привычки СЛАЙД 2
-Как вы думает, какое задание вы получите?
-Используя алгоритм объясните правописание слова. Запишите словосочетание в тетрадь выделите приставку.
-А какой, частью речи, является слово «привычки».
-Ответьте на вопрос: Что значит «безвольный человек». СЛАЙД 3
Безвольный человек - это нерешительный, несамостоятельный, слабохарактерный человек.
-Как вы думает, какое задание вы получите?
-Используя алгоритм объясните правописание слова. Запишите словосочетание в тетрадь выделите приставку.
-А какой, частью речи, является слово «безвольный».
Вывод: Приставка употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.
Коррекционный блок: Гимнастика для глаз: - содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
- Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
Коррекционный блок: Динамическая пауза –совершенствование общей моторики, содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
«Зашифрованные сообщения» на доске записаны цифры, которые обозначают определенные движения:
0-притоп
1-хлопок
2-подскок
11022211102211002211
V. Применение знаний и способов действий.
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на данный способ действий.
- Попробуйте применить этот алгоритм самостоятельно.
-Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Чтобы (в)ж.зни преуспеть,
Чтобы многое успеть,
(По)гулять- и (по)читать,
И (в)компьютер (по)играть,
И (по)дружке (по)звонить,
И мультфильмы (по)смотреть,
Как вещ.м твоим порядок,
Дню положен (рас)порядок!
День (рас)пишешь (по)ч.сам –
И везде успеешь сам!
-Диктовка с объяснением.
-Взаимопроверка.
Рефлексия.
-Удалось ли вам справиться с заданием?
Заключительная часть
VI. Итог занятия.
Цель: Организовать самооценку учениками своей деятельности на занятии.
- А теперь, давайте подведем итоги нашего занятия (исследования).
- Какая цель была поставлена? (Правильно писать приставки и предлоги).
Д/И «ДА и НЕТ».
Приставки со словами пишутся слитно?
Приставки со словами пишутся раздельно?
Приставка служит для связи слов в предложении?
Приставка служит для образования новых слов?
Предлоги пишутся перед именами существительными, прилагательными?
Предлоги пишутся перед глаголами?
Приставки пишутся перед корнем?
Предлоги пишутся слитно?
Предлоги пишутся раздельно?
Предлог - часть речи?
Предлог- часть слова?
Приставка употребляется только с глаголами?
Рефлексия
-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите красный квадрат.
- Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите зелёный квадрат
- Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите жёлтый квадрат.
Наше занятие закончилось.
Большое спасибо за работу.