Логопедическое занятие по развитию связной монологической речи
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Цель: создание социальной ситуации для развития умения детей составлять описательный рассказ.
Задачи:
- формирование представлений о домашних животных и их детенышах;
- уточнение и расширение словаря по теме (животные, голова, туловище,
лапы, хвост, кошка, собака, корова, свинья.);
-развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие,
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
-прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их
детенышей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. О ком мы сегодня будем говорить на
занятии, вы узнаете, угадав загадки.
1)С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).
2) Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка).
3) Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).
4) Хвост крючком,
Нос пяточком. (Свинья).
-Ребята, скажите, какие это животные? Где они живут? Как человек
заботится о них? Какая от них польза?
1ребенок: это домашние животные
2ребенок: Кошка живет дома, собака живет в конуре, корова живет в
коровнике.
3ребенок: Человек кормит домашних животных
4 ребенок: Кошка ловит мышек, собака дом сторожит, корова дает молоко.
Ребята, молодцы!
2. Ребята, у меня для вас есть задание «назови маму, папу и
детеныша».
-Давайте погуляем в поле и посмотрим, какие животные там
пасутся. Назовите маму, папу и детеныша. Кто пасется в поле? (Детям
даются картинка с животными)
Ребенок: В поле пасется корова с теленком. У теленка мама корова, а папабык и т.д
- Молодцы, с этим заданием справились.
3.Упражнение кто кем был
- Ребята, давайте вспомним, кем были животные, когда были
маленькими.
Собака была….. Щенком
Кошка была….. Котенком
Корова была…. Теленком
Свинья была…. Поросенком
Лошадь была…. Жеребенком
5.Физминутка.
Кот Тимошка жил на крыше.
(руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши
(наклон вперѐд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши,
(руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей,
(повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки,
(ладони захлопнуть «мышеловка»)
Но мышата были ловки.
(попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки,
(ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
6.Составление описательного рассказа.
Описательный рассказ по картинке «Кошка»
- О ком будем рассказывать?
-Какого цвета она?
-А что у неѐ белого цвета?
-А что ещѐ есть у кошки?
-А что можно сказать о глазах?
-Что еще есть у кошки?
-Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?
-Какие звуки издает кошка?
- А что любит есть кошка?
7. Итог занятия
Ребята, расскажите, о каких домашних животных мы сегодня с
вами разговаривали?
Дети: Мы разговаривали о кошке, собаке, свинье, корове
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали на занятии.