СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по теме: Корень слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие по теме: Корень слова. Цель: закрепление знаний о родственных словах, дать понятие о составе слова, учить выделять общую часть – корень. Материал подобран в доступной форме, чтобы дети могли понять изучаемую тему.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме: Корень слова»

Тема: Корень. Однокоренные слова

Цель: закрепление знаний о родственных словах, дать понятие о составе слова, учить выделять общую часть – корень. Развивать внимание, речь.

Воспитание культуры поведения.

Оборудование: плакат с изображением «чудо-дерево»: карточки со словами сад, рассада, посадка, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Артикуляционная зарядка для языка

Ребята, давайте представим, что вы сегодня опаздывали на урок логопедии, посмотрели на часики, а они туда сюда ходят, время летит (дети выполняют упражнение «часики»). Ваш язычок побоялся опоздать, ведь он хочет учиться, и поскакал на лошадке (упражнение «лошадка» и т.д.). На своем пути он увидел качели, и решил на них покачаться, ведь чуть-чуть времени у него все-таки было (упражнение «качели»). Устал он качаться, пошел дальше, но тут увидел язычок молочко и решил полакать его как кошечка. Забрызгал язычок губки, пока лакал молочко, пришлось их чистить – сначала верхнюю губку, затем нижнюю. Тут он понял, что добрался до кабинета логопедии, сел за парту и стал заниматься.


Загадка: Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)


III. Сообщение темы нового материала.

Родина-мать.

1.Прочитать.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное.

(По К.Ушинскому.)

Выписать родственные слова, выделить общую часть:

родиной, родились, родным, родное

Записать слова в тетрадях, выделить общую часть


дом, домик, домашний, домище, домовой.

Общая часть родственных слов называется корнем


2. Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым- Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло- Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

Вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник

Затем на доску прикрепляется плакат чудо-дерево. Слово сад прикрепляется к корню дерева.

-Назовите слова, которые «выросли» из слова сад

ученики называют слова и прикрепляют карточки на дерево.

-Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? ( из слова – сад). Слово САД – это слово корень.

Все эти слова связаны по смыслу и произошли от одного корня САД, называются родственными, а раз один и тот же корень, значит они однокоренные.

Записать в тетрадь и выделить корень: Сад -рассада, посадки, садовод, садовник


3. Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.


Снег Сад Зверь Лес

Снеговой посадить зверек лесок

Снеговик садовник зверинец лесник

Снегурочка садовый звериный лесной


Родственные слова называются также однокоренными словами.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

1. ВСЕГДА ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ (НАПРИМЕР: КУРИЦА, КУРЫ).

2. МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ ПО СМЫСЛУ (ВОДА, ВОДИТЕЛЬ).

1. ВСЕГДА ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ (НАПРИМЕР: ДРУЖОК, ДРУЖБА).

2. ВСЕГДА БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

(ГОРА, ГОРНЫЙ).

4. Образование однокоренных слов.

У каждого из вас лежат конверты. Откройте их.

- Найдите родственные слова. Зачитайте.

- Назовите общую часть родственных слов. (ход)

- Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- Значит, ХОД для данных слов чем будет являться? (корнем)

- Попробуем вырастить дерево с корнем ХОД.

(каждый выкладывает модель на парте под руководством учителя)

Ход: ходит, пешеход, походка, ходики, ходули, ходунки


5. Так же как и у кустов,

      Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!


Я самый главный в слове,

И называюсь ... (Корень).


Итог: Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?