ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»
ФИО педагога, должность: Минабутдинова Ирина Владимировна, учитель – логопед.
Тема учебного занятия: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Тип учебного занятия: групповое занятие по дифференциации звуков.
Класс: 2 класс, обучающиеся с ОВЗ, ОНР VI уровень.
Этапы, представленные в видеофрагменте: Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Объявления темы занятия. Связь звуков с буквами. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Дифференциация звуков в словах. Итог занятия.
Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Задачи:
- формировать функциональную грамотность;
- учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать у обучающихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии.
Планируемые результаты:
Предметные:
отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
определять, выделять и сравнивать твердые и мягкие согласные;
контролировать свои ответы;
оценивать свою работу.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
умение выстраивать логическую цепь рассуждений;
умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий;
умение проводить сравнения по заданным критериям;
умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий;
умение самостоятельно анализировать условие задания, действовать по заданному алгоритму;
обобщать, делать выводы;
умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные:
умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека;
умение осуществлять совместную деятельность;
умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
критично относиться к своему мнению;
рефлексия своих действий.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров;
умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
умение корректировать и оценивать выполнение задания;
умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
умение контролировать свои действия в ходе работы;
умение осуществлять пошаговый контроль по результату.
Наглядные пособия и раздаточный материал: картинки с изображением синего, красного, зеленого домиков; таблица со слоговыми рядами; таблички с согласными буквами; синие и зеленые фишки; карточки со словами; карточки с артикуляционными упражнениями; мячик Су-Джок, карандаши синий и зеленый; эластичное кольцо.
Основная часть.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся (показывает Карточку с упражнением «Улыбочка»).
2. Артикуляционная гимнастика
Выполняем упражнения «Трубочка», «Часики», «Качели», «Непослушный язычок», «Лошадка», «Шарик».
3. Развитие силы голоса, дыхания.
Выполняем упражнения «Задувание свечи», «Загнать мяч в ворота».
4. Сообщение темы и цели занятия.
Посмотрите перед вами три домика. Какого они цвета? (красный, зеленый, синий). Какие звуки живут в этих домиках? (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
Сегодня на занятии мы будем определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать.
Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б′, В-В′, М-М′ и др. (выставляется рисунок-таблица). Твердые и мягкие звуки. Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары (выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч', Щ', Й' всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.
5. Актуализация опорных знаний. Чтение слоговых рядов:
Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
- Если после согласной буквы стоит гласная 1 ряда (а, о, у, ы, э), как будет произноситься согласный? Твердо.
- Если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), как будет произноситься согласный? Мягко.
Рассмотрим таблицу твердого – мягкого согласного звука перед гласным (Учитель показывает таблицу синий и зеленый квадрат с гласными звуками).
6. Пальчиковая гимнастика. Су – Джок терапия.
Произносим скороговорку, выполняя упражнения с мячом «Дорожка», если [с] (твердый) и «Шарик», если [с’] (мягкий):
Чтение скороговорки:
Ся-ся-ся – мы поймали карася (катать шарик круговыми движениями).
Се-се-се – карасей ловили все (катать шарик круговыми движениями).
Са-са-са – ой-ой-ой летит оса! (катать шарик вперёд-назад).
Сы-сы-сы – не боимся мы осы! (катать шарик вперёд-назад).
Упражнение с эластичным кольцом «Игрушки»
У Павлуши есть игрушки:
Вот веселая лягушка (надеть массажное кольцо на большой палец).
Вот железная машина (на указательный палец).
Это мяч. Он из резины (на средний палец).
Разноцветная матрешка (на безымянный палец).
И с хвостом пушистым кошка (на мизинец).
7. Работа по дифференциации звуков.
«Какой это звук?»:
У вас на столах лежат 2 квадрата: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:
Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, не, сы.
Игра в мяч «Скажи наоборот».
Я буду называть слоги, если услышите твердый звук, то быстро назови мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый.
Ма – (мя), но – (нё), сы – си.
8. Мнемотехника. Разучиваем стихотворение.
Послушайте внимательно стихотворение:
Осень, осень к нам пришла,
Всем подарки принесла:
Желтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты.
Чтобы его лучше запомнить заменим некоторые слова картинками. Повторим его вместе со мной.
9. Самомассаж кистей рук и пальцев с помощью карандаша (синий или зелёный).
10. «Сбежавшие буквы».
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.
Догадайтесь, какие буквы пропущены, вставьте их.
Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .
- Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.
- Читаем любое слово, произносим и характеризуем каждый согласный звук (мягкий или твердый).
11. Итог занятия.
- Какие согласные мы учились различать сегодня? (Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)
- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)
- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)
- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)
- Вам понравилось занятие?
У вас на листочках нарисована линия успеха. Теперь оцените успешность выполнения всех заданий. Если Вы считаете, что у вас все сегодня получилось – крестик ставите на самом верху, если что-то не получилось то в середине, если вообще ничего не получилось – в самом низу.
Рефлексивная часть
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Дисфункции, которые особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
неустойчивое внимание,
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
недостаточное развитие способности к переключению,
недостаточное развитие мелкой моторики,
снижение слуховой и зрительной памяти, особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
дефекты произношения,
недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью. Организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребенка правильных речевых навыков и в выработке способности у обучающегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
В своей работе широко использую наглядный демонстрационный и раздаточный материал: таблицы, карточки, схемы, иллюстрации, муляжи предметов, игрушки и др.
Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Целью, артикуляционных упражнений является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярно провожу занятия на развитие дыхательной гимнастики, которые способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
В целях совершенствования речевой деятельности особое внимание уделяю развитию мелкой моторики (использую развивающие технологии Су-Джок терапии, эластичное кольцо). Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, я активизирую и соседние зоны, отвечающие за речь.
На занятиях часто использую технологию Арт-терапии методику Мнемотехники. Она облегчает процесс запоминания информации.
Развиваю фонематический слух, анализ и синтез у обучающихся через разнообразные упражнения. Составляем схемы звуков, слов. Делим слова на слоги.
Воспитываю у обучающихся умение взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии, через разнообразные задания в парах, работа по «Цепочке», «Произносим все вместе».