СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные звуки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные звуки"»

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»


ФИО педагога, должность: Минабутдинова Ирина Владимировна, учитель – логопед.

Тема учебного занятия: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тип учебного занятия: групповое занятие по дифференциации звуков.

Класс: 2 класс, обучающиеся с ОВЗ, ОНР VI уровень.

Этапы, представленные в видеофрагменте: Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Объявления темы занятия. Связь звуков с буквами. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Дифференциация звуков в словах. Итог занятия.


Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Задачи:

- формировать функциональную грамотность;

- учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать у обучающихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;

  • определять, выделять и сравнивать твердые и мягкие согласные;

  • контролировать свои ответы;

  • оценивать свою работу.


Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;

  • умение выстраивать логическую цепь рассуждений;

  • умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий;

  • умение проводить сравнения по заданным критериям;

  • умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий;

  • умение самостоятельно анализировать условие задания, действовать по заданному алгоритму;

  • обобщать, делать выводы;

  • умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.


Коммуникативные:

  • умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека;

  • умение осуществлять совместную деятельность;

  • умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

  • критично относиться к своему мнению;

  • рефлексия своих действий.


Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров;

  • умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • умение корректировать и оценивать выполнение задания;

  • умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • умение контролировать свои действия в ходе работы;

  • умение осуществлять пошаговый контроль по результату.


Наглядные пособия и раздаточный материал: картинки с изображением синего, красного, зеленого домиков; таблица со слоговыми рядами; таблички с согласными буквами; синие и зеленые фишки; карточки со словами; карточки с артикуляционными упражнениями; мячик Су-Джок, карандаши синий и зеленый; эластичное кольцо.


Основная часть.

Ход занятия:


1. Орг. момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся (показывает Карточку с упражнением «Улыбочка»).


2. Артикуляционная гимнастика

Выполняем упражнения «Трубочка», «Часики», «Качели», «Непослушный язычок», «Лошадка», «Шарик».

3. Развитие силы голоса, дыхания.

Выполняем упражнения «Задувание свечи», «Загнать мяч в ворота».


4. Сообщение темы и цели занятия.

Посмотрите перед вами три домика. Какого они цвета? (красный, зеленый, синий). Какие звуки живут в этих домиках? (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).

Сегодня на занятии мы будем определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать.

Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б′, В-В′, М-М′ и др. (выставляется рисунок-таблица). Твердые и мягкие звуки. Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары (выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч', Щ', Й' всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.


5. Актуализация опорных знаний. Чтение слоговых рядов:

Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

са

ся

са

ся

со

сё

со

сё

су

сю

су

сю

сы

си

сы

си


- Если после согласной буквы стоит гласная 1 ряда (а, о, у, ы, э), как будет произноситься согласный? Твердо.

- Если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), как будет произноситься согласный? Мягко.

Рассмотрим таблицу твердого – мягкого согласного звука перед гласным (Учитель показывает таблицу синий и зеленый квадрат с гласными звуками).


6. Пальчиковая гимнастика. Су – Джок терапия.

Произносим скороговорку, выполняя упражнения с мячом «Дорожка», если [с] (твердый) и «Шарик», если [с’] (мягкий):

Чтение скороговорки:

Ся-ся-ся – мы поймали карася (катать шарик круговыми движениями).

Се-се-се – карасей ловили все (катать шарик круговыми движениями).

Са-са-са – ой-ой-ой летит оса! (катать шарик вперёд-назад).

Сы-сы-сы – не боимся мы осы! (катать шарик вперёд-назад).


Упражнение с эластичным кольцом «Игрушки»

У Павлуши есть игрушки:

Вот веселая лягушка (надеть массажное кольцо на большой палец).

Вот железная машина (на указательный палец).

Это мяч. Он из резины (на средний палец).

Разноцветная матрешка (на безымянный палец).

И с хвостом пушистым кошка (на мизинец).


7. Работа по дифференциации звуков.

«Какой это звук?»:

У вас на столах лежат 2 квадрата: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, не, сы.


Игра в мяч «Скажи наоборот».

Я буду называть слоги, если услышите твердый звук, то быстро назови мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый.

Ма – (мя), но – (нё), сы – си.


8. Мнемотехника. Разучиваем стихотворение.

Послушайте внимательно стихотворение:

Осень, осень к нам пришла,

Всем подарки принесла:

Желтые листочки, вкусные грибочки,

Овощи и фрукты, хлебные продукты.

Чтобы его лучше запомнить заменим некоторые слова картинками. Повторим его вместе со мной.


9. Самомассаж кистей рук и пальцев с помощью карандаша (синий или зелёный).


10. «Сбежавшие буквы».

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

Догадайтесь, какие буквы пропущены, вставьте их.

Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .

- Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

- Читаем любое слово, произносим и характеризуем каждый согласный звук (мягкий или твердый).


11. Итог занятия.

- Какие согласные мы учились различать сегодня? (Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)

- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)

- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)

- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)

- Вам понравилось занятие?

У вас на листочках нарисована линия успеха. Теперь оцените успешность выполнения всех заданий. Если Вы считаете, что у вас все сегодня получилось – крестик ставите на самом верху, если что-то не получилось то в середине, если вообще ничего не получилось – в самом низу.


Рефлексивная часть


Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Дисфункции, которые особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

  • неустойчивое внимание,

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,

  • недостаточное развитие способности к переключению,

  • недостаточное развитие мелкой моторики,

  • снижение слуховой и зрительной памяти, особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,

  • дефекты произношения,

  • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений,

  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью. Организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребенка правильных речевых навыков и в выработке способности у обучающегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.

В своей работе широко использую наглядный демонстрационный и раздаточный материал: таблицы, карточки, схемы, иллюстрации, муляжи предметов, игрушки и др.

Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Целью, артикуляционных упражнений является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярно провожу занятия на развитие дыхательной гимнастики, которые способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

В целях совершенствования речевой деятельности особое внимание уделяю развитию мелкой моторики (использую развивающие технологии Су-Джок терапии, эластичное кольцо). Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, я активизирую и соседние зоны, отвечающие за речь.

На занятиях часто использую технологию Арт-терапии методику Мнемотехники. Она облегчает процесс запоминания информации.

Развиваю фонематический слух, анализ и синтез у обучающихся через разнообразные упражнения. Составляем схемы звуков, слов. Делим слова на слоги.

Воспитываю у обучающихся умение взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии, через разнообразные задания в парах, работа по «Цепочке», «Произносим все вместе».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!