СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы. Звук Т"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для детей подготовительной группы по теие "Зимующие птицы. Звук Т"

Просмотр содержимого документа
«НОД в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы. Звук Т"»

Логопедическое занятие на тему

«Зимующие птицы». Звук «Т».

(Подготовительная группа).

Подготовила учитель-логопед Бязрова Л.Ю. 13.11.2018г.


Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"

  • развитие мышления детей на материале описательных загадок

  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей

  • закрепление умения детей делить слова на слоги

  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам

  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом

  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

  • Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Т».

  • Развитие фонематического слуха.

  • Определение места звука «Т» в словах (начало, конец).

  • Звуковой анализ, составление схемы слога ОТ.


Оборудование и материалы:

  • аудио запись с голосами зимующих птиц.

  • картинки зимующих птиц.

  • магнитная доска.

  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".

  • Игрушка плюшевая КОТ.

  • Цветные квадратики для звукового анализа.


Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.


Ход занятия.


Орг. момент:

Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, кот Том собрался на день рождение к подружке мышонке, и он приглашает нас с собой.

- Том приготовил подарок, но это пока секрет. Но чтобы узнать, что подарит Том, мы должны выполнить задания.

Логопед: - Сегодня мы вместе с Томом будем закреплять звук, а какой, вы угадайте сами.

Этот звук ты услышишь, когда стучит молоток

Этот звук есть и имени нашего гостя кота Тома.

Логопед: - Вы уже догадались?

Дети: - Звук «Т»

Логопед: - Да, это звук «Т»

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, Том предлагает нам вмести, с ним сделаем пальчиковую гимнастику про МЫШОНКА:

У мышонка именины

Он слепил из пластилина

Замечательный рулет,

Будут гости на обед.

Кошка про рулет узнала

В гости быстро побежала.


Артикуляционная гимнастика:

Логопед: - Том предлагает нам вмести, с ним сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

Для губ: Для языка:

- улыбка - блинчик

- чистим зубки - накажем непослушный язычок

( по 3 раза) - киска сердится.

Артикуляционно-акустический образ звука.

ТТТТ…… .

Логопед: - Ребята, что это стучит?

Дети: - Это стучит молоток.

Логопед: - Да, это стучит молоток.

- Давайте, мы с вами произнесем этот звук «Т»

- губки «улыбаются»,

- язычок стучит по зубкам,

- воздух вырывается маленькими порциями.

Дети: - ТТТТТ….

Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «Т».

- Звук «Т» - Какой?

Дети: - согласный, твердый, глухой, обозначается, синим цветом.

Логопед:Ребята Том прилагает проговорить вместе с ним чистоговорку про кота.

От – от – от - вот сидит кот.

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему слога ОТ

Схема: - Сколько звуков в слоги?

– Сколько согласных?

- Сколько гласных?

- Где спрятался звук «Т».

– Выложите из цветных квадратиков схему слога ОТ, и т.д.

Составление слогов и слов из цветных квадратиков.


Логопед. Ребята, а сейчас давайте сделаем гимнастику для головы.


Кинезиологическая гимнастика

Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)


Показ картинок по теме "Зимующие птицы".


Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах. Голоса зимующих птиц (аудиозапись).

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)


Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)


Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)


Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)


Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)


Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)


Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?


Логопед. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание).

Вы штриховали?

Дети. Мы штриховали.

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.


Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)



Развитие связной речи.

Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Дети составляют описательные рассказы


Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка


Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.


7. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.