СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие во 2 классе "Дифференциация Ч – Ц в словах. Лексическая тема "Зимующие птицы""

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие во 2 классе "Дифференциация Ч – Ц в словах. Лексическая тема "Зимующие птицы""

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие во 2 классе "Дифференциация Ч – Ц в словах. Лексическая тема "Зимующие птицы""»

Фронтальное логопедическое занятие во 2 классе


Тема: Дифференциация Ч – Ц в словах

Цель: учить различать звуки и буквы Ч - Ц в словах.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять и сравнивать звуки Ч – Ц по артикуляции и звучанию;

  • учить различать звуки [ч]- [ц] и буквы в словах;

  • дифференцировать буквы Ч, ч – Ц, ц в словах при написании;

  • упражнять в правильном чтении слов с буквами ч – ц;

  • расширять словарный запас по теме «Зимующие птицы»;

  • формировать навыки работы по инструкции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез и фонематические представления;

  • развивать тактильные ощущения;

  • совершенствовать навыки словообразования, словоизменения, грамматический строй речи;

  • корригировать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них;

  • усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия;

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

  • формировать навыки общения в процессе работы в парах, группе.


Оборудование: подарочная коробка, мешочки с овсом, семечками, сушеными ягодами шиповника, яблоками, абрикосами, индивидуальные карточки с буквами Ч, Ц, презентация, проектор, индивидуальные карточки с картинками «Соедини картинку с буквой», цветные карандаши, карточки для игры «Волшебники», слоги для составления слов, предметные картинки, кормушка.


Ход занятия:

  1. Орг. момент

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какой месяц? (Январь)

- Январь, какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь).

- Какое число? Какой сегодня день недели?

II. Основная часть

  1. Введение в тему:

- Ребята, какой недавно был праздник? (Новый год).

- Праздник прошел, а я нашла около школы подарок, но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он! (Логопед достает красивую праздничную коробку, в ней мешочки.)

- Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках? (Дети выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой).

1 мешочек – семечки, 2 - сушёные ягоды, 3 - кусочки сала,
4 мешочек - зерно.

- Что в мешочках? (корм).

- Для кого этот корм? (Для птиц)

- Как по другому можно назвать то, что в мешочках? (еда, корм, пища)

- Чей это корм? (Птичий корм)

- Чья это пища? (Птичья пища)


  1. Сообщение темы занятия:

- Мы сегодня вспомним птиц, которых можно встретить у нас зимой. Угадайте, какая это птица?


На ветку дерева возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)


- Как вы догадались, что это синица? (по описанию)

- Как ласково можно назвать синицу?

СИНИЦА – СИНИЧКА СЛАЙД


- Кто догадался, какая тема занятия? (Различение звуков и букв Ч-Ц в словах)


Упражнение на развитие восприятия «Угадай, что за птица» (детям предъявляется часть изображения птицы) СЛАЙД


- Каких еще птиц мы можем встретить зимой? (снегирь, воробей, дятел, клест, голубь и др.) СЛАЙД


- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие, прочитать на слайде)

- Почему их так называют?


  1. Актуализация ранее изученного.

- Итак, сегодня на занятии мы будем различать звуки и буквы ц-ч в словах. Какие это звуки? Как мы произносим эти звуки?

- Ребята, давайте вспомним, на что похож нижний элемент у буквы Ц? А верхний элемент у буквы Ч? (чайка, цепочка, четыре)



  1. Дифференциация ц-ч в словах.

  1. «Шифровальщики». Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], покажите мне карточку с буквой Ц, звук Ч – с буквой Ч.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.


Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье:
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко. 
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
 

загибаем пальцы


"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

- Что такое кормушка?

- Чем можно кормить зимующих птиц?

- Мы с вами говорили на прошлом занятии, какая птица, какое угощение любит больше всего. Что любят снегири? Воробьи? Синицы?

- Почему нужно кормить зимующих птиц? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

- Легко ли птицам живется зимой? (трудно, им холодно, голодно)

- Легко ли им найти корм? Почему? (из-за снега).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду, поэтому мы должны им помогать, ведь птицы – наши друзья.

- Почему птицы - наши друзья? Какую пользу птицы приносят человеку?


  1. Дидактическое упражнение «Соедини картинку с буквой» (зеленый карандаш – Ч, синий – Ц)




Самопроверка. СЛАЙД

3) Упражнение «Закончи слово» ( с мячом)

Помогите мне закончить слово:

Кала.. , ране.., клю.., дворе.., бога.., вра., . гра.. , зая.., сила.., пере.., колоде., . молоде., коне..


4) Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц

На партах карточки с набором слов, содержащих буквы Ч и Ц. Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц.

Бочка, печка, цапля, веточка, дочка, лицо, цветок, очки, улица, отец. 


Дети каждой пары по очереди читают слова. Затем карточка переворачивается, и дети называют слова, которые запомнили.


5) Дидактическое упражнение «Собери слово» (групповая работа, собрать слово, найти соответствующую картинку)

пе, рец коль, цо че, дан, мо

ка, руч ка ,боч цып, та, ля


Физминутка

Птички прыгают, летают.     (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют.        и совершают повороты туловища в стороны)

Птички крошки собирают,     (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют                    постукивать по коленкам)

Перышки почистили,          (Поглаживание себя по бокам)

Клювики почистили,                (Поглаживание себя по лицу)

Дальше полетели                      (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели.                       (Дети садятся на стульчики)


6) “Волшебники” (индивидуальная работа по карточкам)

Будем слово изменять,

Ц на Ч в нём заменять.


В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

лисица – лисичка

рукавицы – рукавички

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико


5. Закрепление изученного.

Интерактивный тренажер «Вставь букву Ч или Ц»

III. Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии.


IV. Рефлексия.

- Какое задание было самым интересным? Какое самым трудным?


V. Оценка работы детей на занятии.

VI. Сюрпризный момент.

- Давайте вспомним, какое угощение предпочитает каждая птица и скажем, чем мы их угостим. (каждый ребенок получает карточку с изображением птицы).


Упражнение в практическом употреблении сущ. в Тв. п.

Синицу я угощу …. Воробья я угощу… и т.д.


- Молодцы, ребята! А сейчас мы выйдем на улицу и покормим наших друзей.



Список использованной литературы:

1. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок – М.: Аст\ Астрель, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!