Уважаемые родители! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для наших деток лето это возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год? Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий: 1.Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2.Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
3.Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
4.Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
5.Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
6.Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
7. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
8.Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
9.Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Уважаемые родители! Обратите внимание на лексические темы, которые мы проходили в течение года, повторите их вместе с ребёнком!
Расскажите детям о времени года - лете.
Помогите запомнить приметы лета, названия летних месяцев.
Помогите ребенку составить рассказ «Как я провел лето»
Нарисовать в тетради картинку «Лето»
Назвать одним словом: муха, кузнечик, стрекоза, майский жук, паук, бабочка – это…
- кто из насекомых ползает, летает, прыгает;
- назвать вредных и полезных насекомых;
- чем питаются насекомые;
- назвать части тела насекомых;
- куда насекомые прячутся зимой?
Выучить загадку, отгадку нарисовать:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
Упражнение «Четвёртый лишний» (на слух)
-муха, муравей, грач, пчела;
-стрекоза, жук, гусеница, собака;
-комар, кузнечик, бабочка, белка.
Упражнение «Сосчитай насекомых» (до 10)
один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров и т.д.;
паук –
стрекоза –
муравей –
Обязательно выполняйте артикуляционную гимнастику! ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению Не забывайте развивать мелкую моторику! Разукрашивание цветными карандашами (с соблюдением всех правил). Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!
БАНК ЗАДАНИЙ
1. Обобщающие слова:
Задания: а) назови одним общим словом
б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?
Материал: Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.; Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.;
Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д.
Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.;
Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.;
Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.;
Цветы: тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т.д.;
Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д.
Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.;
Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.;
Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.;
Животные: кошка, собака, волк, лиса, еж и т.д.;
Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.;
Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.;
Бытовые приборы: холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.;
Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д.
Насекомые: бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т.д.;
Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.;
Времена года: зима, весна, лето, осень;
Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.
Части суток : утро, день, вечер, ночь.
Дни недели: Понедельник, вторник и т. д.
2. Слова антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;
б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)? Материал: Большой — маленький
Длинный - короткий Высокий - низкий
Широкий - узкий Толстый — тонкий
Веселый - грустный Здоровый - больной
Чистый - грязный Горький - сладкий
Сухой - мокрый Прямой - кривой
Сытый - голодный Острый - тупой
Полный - пустой Твердый - мягкий
Новый — старый Холодный - горячий
Светло - темно Быстро - медленно
Мало - много Тяжело — легко
Близко - далеко
3. Притяжательные прилагательные
Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?
Материал: У волка - волчья, волчьи, волчий
У зайца - заячья, заячьи, заячий
У белки - беличья, беличьи, беличий
У собаки - собачья, собачьи, собачий
У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий
У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий
У лисы - лисья, лисьи, лисий
У козы - козья, козьи, козий
У коровы - коровья, коровьи, коровий
У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный
У оленя - оленья, оленьи, олений И т.п.
4. Относительные прилагательные
Задания: Какая? Какой?
Материал: Ручка из пластмассы — пластмассовая
Матрешка из дерева - деревянная
Сумка из кожи - кожаная
Стакан из стекла - стеклянный
Шуба из меха - меховая
Гвоздь из железа - железный
Ложка из металла — металлическая
Самолетик из бумаги - бумажный
Рубашка изо льна - льняная
Платье из шелка - шелковое
Носки из шерсти - шерстяные
Сапоги из резины — резиновые
Сироп из яблок - яблочный
Компот из клубники — клубничный
Сок из клюквы - клюквенный
Варенье из вишни – вишневое И т.п.
5 Упражнения для автоматизации звуков.
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново (смотрите индивидуальные тетради)
6. Упражнения для развития фонематических процессов
1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт, и т. д.)
2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т. д.
3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.
4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.
5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.
6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо ло-ток»? - 3
7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов: го, ло, ва? - Голова.
7. Упражнения для закрепления предлогов.
Вставь в предложение нужный предлог.
Книга лежит ….. полке.
Пёс сидит ….. будки.
Мяч лежит … диваном.
Кот залез … коробку.
Мама достала продукты ….. сумки.
Я иду …. магазин.
Братишка выглядывает ………. двери.
P.S. Давайте детям трогать предметы из различных материалов, рассказывайте об окружающей обстановке, про фрукты, ягоды, овощи, про то, как они растут и что из них можно приготовить. Больше говорите с ними и рассказывайте новое.