СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логоритмика дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика дома»

Логоритмические игры и упражнения дома


Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.

Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.


«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп !

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)





«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно) Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)


«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)







«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)






«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной) Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают) Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком) Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)


«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)





Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа




Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Кто хозяин?"

Цель. Формировать


навыки












Дружка? Миша и Сеня





"Точка"

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

Описание. Взрослый объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак). Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.





"Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним рисуют в воздухе стрелку, символизирующую повышение основного тона.




"Восклицательный знак"

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Взрослый знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем взрослый произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу!

Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!


"Лесенка"

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.

Описание. Взрослый произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).



"Кулики".

  • Кто там бродит у реки?

  • Это наши кулики.

  • А чего они хотят?

  • Накормить своих ребят.

  • Где ребята?

  • На песочке.

  • Сколько их?

  • Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь...-


"Просьба"

Цель. Формировать навыки восприятия








"Просчитался"

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

  • Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

  • Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?!

Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

  • Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

  • Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

  • Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием. (По С. Михалкову.)


"Диктант"

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Взрослый произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.






Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони







"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому

ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой!

Левой, правой! Барабан уже дырявый.


Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.















Игры-упражнения на развитие восприятия ритма




ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Взрослый передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.









Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.






Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

"Слушай, думай, называй"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Взрослый произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).




Игры-упражнения для второго этапа работы

«Назови ласково»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершѐнности в экспрессивной речи.



«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершѐнности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).

Взрослый предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребѐнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».







«Построения»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Дети встают в шеренгу. Взрослый, обращаясь к каждому ребѐнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.


«Кто в каком домике живѐт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.





живѐт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.







Упражнение на развитие интонационной выразительности речи

Можно заранее распределить роли и обыграть с детьми характеры персонажей. Можно сделать шапочку-маску.

Например:

Взрослый. В огороде Помидор Взгромоздился на забор. Притворяется, негодник. Будто сам он огородник. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В середине круга стоит, напыжившись, Помидор).

Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! (Дети стоят лицом в круг, стыдят Помидора).

Взрослый. Возмутилась тетя Репа...

Репа. Это глупо и нелепо!

Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор!…


Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о

чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик»,

«дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и

взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!


«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация -

«спросить ручками».

Аты-баты, Маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация.

Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой -

«блюдце».

Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».


Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».





Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком,

Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев,

«глиссандируя».

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».