СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛОГОРИТМИКА как эффективный способ развития речи и ВПФ детей с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛОГОРИТМИКА, это прекрасный способ установить теплый контакт с ребенком, сформировать положительное или скорректировать негативное отношение к любым занятиям, добавив парочку потешек в начало урока. Логоритмические упражнения можно использовать как в группе так и индивидуально, в качестве дополнительного и внеурочного вида развивающей деятельности. Упражнения связанные с ритмом, звуком, темпом и движением прекрасно развивают все высшие психические функции, фонематический слух, крупную моторику, ориентацию в пространстве, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу и многое другое. Именно поэтому, логоритмика отлично зарекомендовала себя в работе с детьми с ОВЗ, которые требуют тонкого подхода, а ее игровая форма становится идеальным коррекционно-развивающим направлением.        

 

Просмотр содержимого документа
«ЛОГОРИТМИКА как эффективный способ развития речи и ВПФ детей с ОВЗ»

ЛОГОРИТМИКА

как эффективный способ развития речи и ВПФ

детей с ОВЗ


Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства очень полезно заниматься развитием чувства ритма в доступной для каждого ребенка форме. Особенно полезна логоритмика для деток с ОВЗ и ТМНР так как для ее проведения нет ограничений по здоровью, по месту проведения, не нужны специальные сложные материально-технические средства и условия, а развивающий эффект очевиден уже после нескольких занятий. Любое задание можно адаптировать под уровень развития и возможности ребенка.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Все эти принципы может учитывать родитель в самостоятельной работе с ребенком дома.

В системе логоритмической работы с детьми с ОВЗ можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

• воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

• воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

• формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

• Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики

• Игра на музыкальных инструментах • Логопедическая (артикуляторная гимнастика)

• Самомассаж

• Вокальные упражнения

• Чистоговорки, фонопедические упражнения

• Игры, танцы

• Упражнения на развитие общей моторики.

• Дыхательные упражнения

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится мощным средством для речевого развития всех малышей и деток с ТМНР! А главное, что эта эффективная методика доступна для всех детей в домашних условиях, необходимо только запастись списком этих упражнений. И я, с удовольствием, представляю вашему вниманию некоторые из них!

Если у ребенка есть двигательные ограничения он может выполнять действия той частью тела, которая готова к данному действию. Со временем можно усложнять и дополнять движения по мере возможностей ребенка. Музыка может быть использована в виде фона, а может стать одним из основных акцентов в упражнении. Для деток с особенностями в развитии речи в основе занятий лучше использовать живой голос и четкую артикуляцию. Представленные упражнения успешно используются как в индивидуальной так и в групповой работе с детьми.


Упражнения

Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Туман

Туман повис клоками Дети присели на карточки, выполняют

в саду и во дворе, ритмичные удары ребром ладони и кулач­ками по полу.

Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают ку-

решил я на заре, лачки.

Я взял его ладошкой Медленно крепко сжимают ку~

и крепко-крепко сжал, лачки.

Но прыткий он как кошка. «Бегают» пальчиками по полу.
Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой Встают, поднимают руки и

и дышит как живой, качают ими из стороны в сто­
рону

Как белая овечка с кудрявой головой. Смыкают руки над головой.

И маленькие рожки на этой голове. Показывают «рожки».

Но поутру остались лишь капли на траве... Выполняют ритмичные прыж-

Н. Нищева ки на носочках

Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду сляко ть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

Осень

Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают

руки вверх, а потом приседают.

В рошах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Листья около березы Приседают, делают плавные движения

Золотым ковром лежат. руками перед собой влево-вправо.

В лужах лед прозрачно-синий . Бегут по кругу на носочках.

На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.
Е. Головин

За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали. мые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки. грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил. ногой.

Лягушка

На болотистой лужайке Совершают прыжки на обеих ногах, при-

Забренчала балалайка. сев на корточки, уперев руки в колени,

двигаясь по кругу друг за другом.

Стадо целое лягушек Меняют направление движения.

Отдыхает на опушке.

«Раз, два. Раз, два. Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква. совершают прыжки вприсядку.

Мы, лягушки-попрыгушки, Вновь прыгают по кругу на корточках.

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте. Опять меняют направление движения.

Где таких певиц найдете?

Раз, два. Раз, два. Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква». совершают прыжки вприсядку.

Н. Нищева

Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!





Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Н. Нищева

Яблоня

- Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Где же твои яблоки? В центре стоит один ребенок — «яблоня».
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строку
Или ветер их унес? Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Или молния спалила?

Илиградом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Опускают руки, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок-«яблоня».

И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу на обеих

Не спалило их огнем, руках, начиная с больших.
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...

Дети оборвали! Дети разбегаются, ребенок-«яблоня» пыта-

Сербская песенка ется их запятнать.

За малиной

За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби­
рая ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками

вверх.

А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-мал инка.

Русская народная песня

По ягоды

Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на

поясе.

Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают

носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются

В. Волина носка правой ноги, не сгибая колен.

Это я

Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на

правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом за пра-

вое.

Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой — на

рот.

Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую — на

живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп . Протягивают вперед обе руки, два раза хло-

пают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают но-

гами.

Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу. Н. Нищева

Умывалочка

Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трут одну ладошку

о другую. Раз, два, три. Раз, два, три.

Два раза выполняют по три ритмичных

хлопка.

А над ручками, как тучки, Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри. Четыре ритмичных прыжка, руки на

Н. Нищева поясе.

Зубная щётка

Эта щетка для Андрейки, По два движения указательным пальцем

правой руки вдоль левой щенки, потом вдоль правой щечки.

Чисти зубки поскорей-ка. Четыре движения горизонтально распо-

ложенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.

Раз, два, три. Раз, два, три. Движения указательным пальцем правой

руки вдоль губ.

Вот так зубки! Посмотри! Упражнение «Улыбка».

Н. Нищева

Мяч

Это мяч, круглый мяч, «Рисуют» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуют» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах, руки на поясе.

Вот так мяч, круглый мяч. «Рисуют» руками большой круг.

Н. Нищева

Мячик

Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по

мячу.

Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках, руки на

Девочки и мальчики поясе.

Прыгают, как мячики.



Лошадка

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове воображав -

Причешу ей шерстку гладко. мой лошадки, потом по спинке, по хвостику.



Гребешком приглажу хвостик Бег по кругу, высоко поднимая колени.

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Гном

Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах, руки на поясе.

Под дождем остался гном. Приседают.

Поскорей кончайся, дождик, Встают, смотрят вверх, тянут вверх

руки.

Мы гулять идти не можем. Идут по кругу, взявшись за руки.

Строим дом

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,

выполняют повороты влево-вправо.

Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим. Встают на носочки и тянутся руками

вверх.

Окна ставим, крышу кроем. Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом ! Указательным жестом вытягивают

руки вперед.

Будет жить в нем старый гном. Приседают. Н. Нищева

Мячик мой

Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, держа руки на

поясе.
Всюду, всюду он со мной. По два взмаха каждой рукой, как бы

удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, держа руки на

поясе.

Хорошо с мячом играть. По два взмаха каждой рукой, как бы

В. Волина удары по мячу.

Карусель

Мы примчались к карусели. Дети встают лицом в круг.

- Все успели? Наклоняют голову влево, разводят ру-

ками.

  • Все успели. Кивают головой.

  • Все ли сели? Наклоняют голову вправо, разводят ру-

ками.

- Все мы сели. Кивают головой.

  • Полетели? Пожимают плечами.

  • Полетели. Кивают головой.

И за тридевять земель Бегут по кругу, взявшись за руки.

Понесла нас карусель.

Но земля зовет обратно, Медленно идут по кругу, держась за руки.

Хоть и мило в синеве.

После космоса приятно Ложатся на ковер.

Поваляться на траве.

Колобок

Колобок, колобок, Идут в полуприседе, поставив руки на

Колобок — румяный бок. пояс.

По дорожке покатился Бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку, Встав лицом в круг, изображают медве­
дя, волка, зайца.

Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке.

У лисы спел на носу, — Пляшут вприсядку.

Больше нет его в лесу. Разводят руками.
Н. Нищева

Посуда

Вот большой стеклянный чайник. Дети надули животик, одну руку поста-

Очень важный, как начальник. вили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс.

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, «рисуя» руками круг.

Только стукни — разобьются.



Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. Легли, вытянулись.

Он посуду нам прине

Тарелка

Вот тарелка для Валерки — «Рисуют» руками большой круг.

Желтые колечки. Указательными пальцами «рисуют» ма-

ленькие круги.

Для котлеты, для пюре, Загибают на левой руке пальчики правой

Для блинов и гречки. Рукой, начиная с большого.

Чашка

Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе, как ручка

чашки.

Чтобы чаю мог попить он, Встали, загибают пальчики правой руки

Соку, сливок, лимонаду. левой рукой на каждое название напит-

ков.

Нам украсить чашку надо. Показывают, как украшают чашку

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-

влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Ботинки

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топают каждой

ногой.
Не ботинки, а картинки. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах.

Чтобы в них гулять ходить, Ходьба по кругу друг за другом.

Бегать, прыгать и шалить. Бегут, делают два прыжка, топают

Н. Нищева обеими ногами.

На горке

Бух! Бух! Бух! Бух! На каждое восклицание приседает один

ребенок.
Белый снег как белый пух. Выпрыгивают вверх, резко выбросив руки

над собой.

С горки катимся гурьбой. Бегут друг за другом «паровозиком» по

Я на санках — за тобой. кругу.

Развалились на снегу. Падают на ковер, раскинув руки и ноги.

Ой я больше не могу! По команде логопеда расслабляются,

Снежная баба

Сегодня из снежного Идут по кругу, катят перед собой вооб-

мокрого кома рожаемый ком.
Мы снежную бабу

слепили у дома.

Стоит наша баба «Рисуют» руками три круга, начиная с

у самых ворот. маленького.



Никто не проедет, Грозят указательным пальцем сначала

никто не пройдет. правой руки, потом — левой.

Знакома она уже Идут по кругу, взявшись за руки, послед-

всей детворе, ние слова произносит один ребенок, сидя-

А Жучка все лает: щий в центре круга.
«Чужой во дворе!*
И. Демьянов

Ёлочная игрушка

Синий шар купили Светке. Показывают руками круг.

Ах, какой красивый! Качают головой, изображая восторг.

Он теперь висит на ветке Запрокидывают голову, смотрят наверх,

И похож на сливу. Приседают.
Н. Нишева

С новым годом!

С Новым годом! С Новым годом! Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом Идут по кругу, изображают, что несут

Елку нам уже принес. на плече елку.

На верхушке выше веток Встают лицом в круг, поднимают руки

вверх.

Загорелась, как всегда, Поднимаются на носочки.

Самым ярким жарким светом Бегут по кругу, поставив руки на пояс.
Пятикрылая звезда.

Е. Трутнева

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, что катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» обеими руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову

ладошкой, дотрагиваются до носа, вста­ют прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают пленами.

В. Егоров

Художник - невидимка

Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом с

По городу идет: высоким подниманием колена.

Всем щеки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,

трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос.

А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг, «рису-

Сверкающие листья. ют» листья воображаемой кистью.

Ворона

На фонарь ворона села, Присели.

Посидела, посмотрела. Повороты головы влево-вправо.

«Кар! — она сказала громко. — Нахмуривают брови, грозят указатель­ным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?» Грозят указательным пальчиком л.р.

Воробьишка

Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на обеих ногах.

Птичка — серая малышка.

По двору шныряет, Выполняют по два поворота головы

Крошки собирает. влево-вправо на каждую строчку.

Воробей

Среди белых голубей Дети идут по кругу, заложив руки за

спину, это «голуби».

Скачет шустрый воробей. В центре скачет на корточках один ре-

бенок — «воробей».

Воробушек-пташка, Встают лицом в круг, берутся за руки,

Серая рубашка. идут приставным шагом. «Воробей» пы-

Откликайся, воробей, тается «вылететь», а «голуби» его не

Вылетай-ка, не робей. пускают.

Русская народная потешка

Домашние птицы

Наши уточки с утра — Деты идут по кругу вперевалочку, подра-

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! жая походке уток.

Наши гуси у пруда — Идут по кругу, вытянув шеи и отставив

Га-га-га! Га-га-га! руки назад.

Наши курочки в окно — Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок Поворачиваются спиной в круг, поднима-

Раным-рано поутру ются на носочки, отставляют руки

Нам споет: «Ку-ка~ре-ку!» назад.

Утки

Ути-ути-утки, Дети вперевалку идут по кругу друг за

Уточ ки- малютки. другом.

На волнах качались, Приседают.

Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крылыш-

Н. Нищева ками.

Петух

Петя, Петенька, петух, Стоят лицом в центр круга, ритмично

Что за перья! Что за пух! бьют руками по бокам, как крыльями.

Разноцветный, весь цветной Идут по кругу друг за другом, заложив

руки за спину.

И кричит как заводной: Останавливаются, поворачиваются

лицом в круг.

Ку-ка-ре-ку! «Кукарекают».
Корова

«Му-му-му! — мычит корова. — Идут по кругу, сделав «рога» из указа­тельных пальцев.

Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются в круг, делают по два

поворота вправо-влево.

Вы не пьете молоко? Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Убегайте далеко!» Разбегаются по группе.

Коза рогатая

Идет коза рогатая Идут по кругу, сделав «рожки» из поль­
за малыми ребятами. цев.
Кто не ест, кто не спит,

Забодает, забодает, забодает. Останавливаются, поворачиваются

Русская народная пёстушка лицом друг к другу, «бодаются».

Конь

Звонко цокают копытца. Ходьба по кругу с высоким подниманием

Конь идет к реке напиться. колена.

Хвост пушистый у коня, Останавливаются, показывают правой

рукой «хвостик».

Как косичка у меня. Левой рукой показывают «косичку».

Н. Нищева

Телёнок

Бу-бу, Два прыжка.

Я рогатый. -«Рожки» из пальчиков.

Бу-бу, Два прыжка.

Я хвостатый. «Хвостик» из руки — за спиной.

Бу-бу, Два прыжка.

Я ушастый. «Ушки» из ладошек.

Бу-бу, Два прыжка.

Очень страшный. «Рожки» из пальчиков.

Бу-бу, Два прыжка.

Испугаю. Топают.

Бу-бу, Два прыжка.

Забодаю. «Бодаются»,
А. Введенский





Одуванчик

Как воздушный шар на ножке, Дети стоят на носочках, сомкнув руки

над головой.

Одуванчик у дорожки. Делают наклоны влево-вправо.

Одуванчик — шарик белый. Опять встают на носочки.

Дунул я. И улетел он! Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

На лужайке

На зеленой на лужайке Дети становятся лицом в круг и изобра-

Заиграла балалайка. жают игру на балалайке.

Заиграла дудочка, Изображают игру на дудочке.

Дудочка-по гудочка.

В сарафане красненьком Пляшут.

Заплясала Настенька.

Летний дождь

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Дети идут по кругу друг за другом, шле-

Шлепаем по лужам. пая ногами.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Останавливаются лицом в круг, смыка-

Зонтик нам не нужен. ют руки над головой.

Нам не страшен сильный дождь! Выполняют прыжки на носочках, руки на

поясе.

Лето наступило! Тянутся вверх, раскинув руки.

Ну, промокли мы. И что ж? Пожимают плечами.

Будем мыться с мылом! Улыбаются. Показывают., как намыли-

Н. Нищева вают руки.

Радуга - дуга

Здравствуй, радуга-дуга, Дети выполняют поклон.

Разноцветный мостик! Широко разводят руки в стороны,

«рисуя» в воздухе дугу.

Здравствуй, радуга-дуга! Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости. Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы по радуге бегом Бегут по кругу друг за другом, высоко

Пробежимся босиком. поднимая колени.

Через радугу-дугу Встают яйцом в круг, делают четыре

прыжка на носках.

Перепрыгнем на бегу. Делают еще четыре прыжка на носках.

И опять бегом, бегом Бегут по кругу друг за другом, высоко

Пробежимся босиком. поднимая колени.

Летом

Луг совсем как ситцевый Дети бегут по кругу на носочках. Руки

Всех цветов платок - на поясе.

Не поймешь, где бабочка, Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Где живой цветок. Приседают, поднимают и смыкают руки

над головой.

Лес и поле в зелени, Встают, разводят руки в стороны.

Синяя река, Покачивают руками, изображая волны.

Белые, пушистые Вновь бегут по кругу на носочках.
В небе облака.


Конечно же это не весь перечень логоритмических упражнений, еще есть много прекрасных стихов и потешек разных авторов.

Упражнения на пальчиковую гимнастику можете посмотреть в замечательной книге - «Пальчиковые игры для детей» - С.О. Ермакова., 2009 г.


Как педагог, обучающий особенных детей на дому и осуществляя индивидуальный подход, я пользовалась многими готовыми упражнениями, но хочу поделиться с вами самым важным секретом, я, пользуясь хорошим самочувствием и настроением учащегося, вспоминаю любые детские стихи, добавляю к ним движения по теме текста, свою улыбку, позитивный настрой и именно это становится залогом максимальной эффективности логоритмики. Эти упражнения больше всего нравятся и запоминаются детьми, именно от этих занятий я вижу эффект в виде детской активности, интереса, включенности в процесс и радостного ожидания следующих встреч с миром слова, ритма и движения!



Приятных вам и полезных занятий!