Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются слово, музыка и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач дети усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Решение воспитательных задач содействует:
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с образом, т.е. умению проявлять художественно-творческие способности;
3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и по этапностью логопедической работы.
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий;
б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий (воротца-дуги);
в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений: народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
Словесные методы обращены к сознанию, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления детей;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;
5) вопросы адресованные детям до выполнения ими движения для осознания последовательности действий, проверки представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил и т.п.;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики (считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях.
Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
Игровой — наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.
Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.
Средства логопедической ритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игру на музыкальных инструментах;
— музыкальную самостоятельную деятельность;
— игровую деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; выступает в роли судьи, капитана и т.д.
Занятие проводится фронтально; для совершенствования знакомых движений педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску.
Занятие по логоритмике могут включать следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
Ходьба:
а) на внутренней, внешней сторонах ступни:
Лед да лед,
Лед да лед,
А по льду
Пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин
Не упадет.
б) На равновесие:
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как статуя.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса – силу и высоту, оказывает профилактическое действие.
«Лесенка»
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.
1. Как антенна погуди(и)м
2. Дотянулись мы до кры(ы)ши.
3. Поднимаемся все вы(ы)ше,
4. Дружно песенку пое(е)м.
5. Мы по лесенке иде(е)м,
6. И обратно побежи(и)м!
3. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц, что необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
и т.д.
Литература:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
МАДОУ Детский сад № 9 «Теремок»
Логоритмика как здоровьесберегающая технология в деятельности воспитателя
Подготовила учитель-логопед
Будникова Т.В.
2025г.