СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логоритмика -в коррекционной педагогике

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе  одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая  связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые  речевые нарушения, а также задержку интелектуалонного развития.

 

 

ЛОГОРИТМИКА – ОДИН ИЗ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     В современном обществе  одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая  связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые  речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.

     В связи с этим одним из приоритетных направлений является организация  и проведение занятий «Логопедическая  ритмика».

     Так как все, окружающее нас живет  по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и  многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнений и играх.

     Логоритмика- является одним из важнейших методических средств, опирающимся на связь слова, музыки и движения, включающим в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

     Основными задачами логоритмического воздействия  являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,  чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; 
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков  в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной  координации.

     Всю коррекционно-развивающую работу проводят по результатам диагностического обследования, совместно с другими специалистами МДОУ (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тренером-преподавателем), составляют индивидуально-коррекционный маршрут, который помогает формировать всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

     Занятие по логопедической ритмике проводится один раз в неделю во второй половине дня, и продолжительность его зависит от возраста детей. Содержание занятия напрямую связаны с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию (« Мой детский сад», «Осень», «Огород» и т.д.). Сюжетно – тематическая организация  занятий  позволяет  каждому ребенку  чувствовать себя  комфортно, уверенно,  так как в  игре максимально  реализуются  потенциальные  возможности детей.

     Вследствие  этого разработаны тематические конспекты занятий по темам: «  Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Утенок и его друзья», « В гости куколка пришла», «Весенние цветы» (по лексическим темам).

     Разработанные логоритмические занятия включают в себя следующие элементы:

    1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук – развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти
    2. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры – развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма
    3. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения – укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих способностей
    4. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонo-педические упражнения –коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания
    5. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы – развитие эмоциональной сферы, выразительности  невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
    6. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям – развитие мышечно-двигательной и координационной сферы
    7. Упражнения на развитие словотворчества – Расширение активного запаса детей

 

     В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая  среда,  и изготовлено игровое,   нестандартное оборудование, которое помогает вызвать:  положительные эмоции у детей, пробуждает  их мысль и фантазию: коррекционно-шумовая полянка для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха и  речевого дыхания, шумовые инструменты по методике Карла Орфа, подбор фонограммы для развития,  тембрового и фонематического слуха,  также  изготовлены музыкально-дидактические игры и пособия, (для мелкой  и общей моторики, для развития речевого дыхания).  Расположение игрового дидактического материала в поле зрения ребенка, что благотворно влияет на самостоятельную его активность и деятельность.

     Используется разнообразный материал на занятиях по логоритмике: игры со словом, игры с пением, коммуникативные игры, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений,  ориентировки в пространстве;  общеразвивающие упражнения, упражнения  для развития внимания и памяти.

     По  тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его умении координировать движения. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Башмачок», «Мы идем», «Мы слепили снежный ком», «Звери на елке», а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», « Строители» и т.д.

     Особенно  привлекательны для детей коммуникативные  танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они  построены в основном на жестах и  движениях, которые в житейском  обиходе выражают дружелюбие и радостные  эмоции. Коммуникативные танцы и игры позволяют ребенку раскрепоститься и наделяют смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

     А игра на разных музыкальных и шумовых  инструментах  способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации  движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах ребенок играет только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки), в ходе дальнейших занятий ему становится доступным все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии. Впоследствии он осваивает и инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, металлофон и т.д.). Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях  используются  пальчиковые игры: «Обезьянки», «Мальчик-пальчик», «Ладушки», «Где же ручки» и т.д.  Преимущество этих игр заключаются в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение.

     Большую помощь в коррекционной работе оказывают  музыкально-дидактические игры, которые  вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в  занимательной игровой форме.  А также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре.

     Для заинтересованности детей используются разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, металлофоны) и шумовые инструменты:

  • для развития звуковысотного слуха: «Матрешки пляшут», «Медвежья семья», «Треугольник и барабан», «Угадай на чем играю» и т.д.;
  • ритмический слух: «Шаловливые сосульки», «Следы зверей», «Ритмическое эхо» и т.д.

     В коррекционной работе с детьми можно использовать фонограмму для развития слухового восприятия: «Шуршащие звуки», « Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц».

     Фонопедические  упражнения по методу В.В Емельянова: «Утро», «Осень», «В лесу», «Рукодельница», «Зима», «Снежинка», «Труба и барабан» и т.д., через которые дети развивают  возможности своего голосового аппарата.

     Таким  образом, логоритмические  занятия, разнообразные  по содержанию, по видам  музыкальной  деятельности, по их сочетанию  с другой  деятельностью, способствуют  совершенствованию  у детей  всех функций речи, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют  оздоровительную  направленность,  совершенствуют  общую  и мелкую  моторику, четкость  и  координированность движений.  Ощущение  радости, полученной  ребенком  на занятии,  усиливает  успешность  в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.

     Занятия по логоритмике

    • «Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», цель которого является: коррекция речевых нарушений путем совершенствования общей  и мелкой моторики, четкости и координированности движений;
    • «Зимние забавы», цель которого: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом;
    • «Волшебные зарисовки», целью является:  развитие  детского игрового творчества через музыкальные игры с элементами логоритмики;

     Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют, прежде всего, нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика -в коррекционной педагогике»

ЛОГОРИТМИКА – ОДИН ИЗ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     В современном обществе  одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая  связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые  речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.

     В связи с этим одним из приоритетных направлений является организация  и проведение занятий «Логопедическая  ритмика».

     Так как все, окружающее нас живет  по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и  многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнений и играх.

     Логоритмика- является одним из важнейших методических средств, опирающимся на связь слова, музыки и движения, включающим в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

     Основными задачами логоритмического воздействия  являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;

  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,  чувства ритма, певческого диапазона голоса;

  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; 

  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков  в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;

  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной  координации.

     Всю коррекционно-развивающую работу проводят по результатам диагностического обследования, совместно с другими специалистами МДОУ (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тренером-преподавателем), составляют индивидуально-коррекционный маршрут, который помогает формировать всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

     Занятие по логопедической ритмике проводится один раз в неделю во второй половине дня, и продолжительность его зависит от возраста детей. Содержание занятия напрямую связаны с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию (« Мой детский сад», «Осень», «Огород» и т.д.). Сюжетно – тематическая организация  занятий  позволяет  каждому ребенку  чувствовать себя  комфортно, уверенно,  так как в  игре максимально  реализуются  потенциальные  возможности детей.

     Вследствие  этого разработаны тематические конспекты занятий по темам: «  Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Утенок и его друзья», « В гости куколка пришла», «Весенние цветы» (по лексическим темам).

     Разработанные логоритмические занятия включают в себя следующие элементы:

    1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук – развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти

    2. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры – развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма

    3. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения – укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих способностей

    4. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонo-педические упражнения –коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания

    5. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы – развитие эмоциональной сферы, выразительности  невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

    6. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям – развитие мышечно-двигательной и координационной сферы

    7. Упражнения на развитие словотворчества – Расширение активного запаса детей



     В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая  среда,  и изготовлено игровое,   нестандартное оборудование, которое помогает вызвать: положительные эмоции у детей, пробуждает  их мысль и фантазию: коррекционно-шумовая полянка для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха и  речевого дыхания, шумовые инструменты по методике Карла Орфа, подбор фонограммы для развития, тембрового и фонематического слуха, также  изготовлены музыкально-дидактические игры и пособия, (для мелкой  и общей моторики, для развития речевого дыхания).  Расположение игрового дидактического материала в поле зрения ребенка, что благотворно влияет на самостоятельную его активность и деятельность.

     Используется разнообразный материал на занятиях по логоритмике: игры со словом, игры с пением, коммуникативные игры, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений,  ориентировки в пространстве;  общеразвивающие упражнения, упражнения  для развития внимания и памяти.

     По  тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его умении координировать движения. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Башмачок», «Мы идем», «Мы слепили снежный ком», «Звери на елке», а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», « Строители» и т.д.

     Особенно  привлекательны для детей коммуникативные  танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они  построены в основном на жестах и  движениях, которые в житейском  обиходе выражают дружелюбие и радостные  эмоции. Коммуникативные танцы и игры позволяют ребенку раскрепоститься и наделяют смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

     А игра на разных музыкальных и шумовых  инструментах  способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации  движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах ребенок играет только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки), в ходе дальнейших занятий ему становится доступным все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии. Впоследствии он осваивает и инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, металлофон и т.д.). Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях  используются  пальчиковые игры: «Обезьянки», «Мальчик-пальчик», «Ладушки», «Где же ручки» и т.д.  Преимущество этих игр заключаются в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение.

     Большую помощь в коррекционной работе оказывают  музыкально-дидактические игры, которые  вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в  занимательной игровой форме.  А также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре.

     Для заинтересованности детей используются разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, металлофоны) и шумовые инструменты:

  • для развития звуковысотного слуха: «Матрешки пляшут», «Медвежья семья», «Треугольник и барабан», «Угадай на чем играю» и т.д.;

  • ритмический слух: «Шаловливые сосульки», «Следы зверей», «Ритмическое эхо» и т.д.

     В коррекционной работе с детьми можно использовать фонограмму для развития слухового восприятия: «Шуршащие звуки», « Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц».

     Фонопедические  упражнения по методу В.В Емельянова: «Утро», «Осень», «В лесу», «Рукодельница», «Зима», «Снежинка», «Труба и барабан» и т.д., через которые дети развивают  возможности своего голосового аппарата.

     Таким  образом, логоритмические  занятия, разнообразные  по содержанию, по видам  музыкальной  деятельности, по их сочетанию  с другой  деятельностью, способствуют  совершенствованию  у детей  всех функций речи, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют  оздоровительную  направленность,  совершенствуют  общую  и мелкую  моторику, четкость  и  координированность движений.  Ощущение  радости, полученной  ребенком  на занятии,  усиливает  успешность  в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.

     Занятия по логоритмике

    • «Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», цель которого является: коррекция речевых нарушений путем совершенствования общей  и мелкой моторики, четкости и координированности движений;

    • «Зимние забавы», цель которого: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом;

    • «Волшебные зарисовки», целью является:  развитие  детского игрового творчества через музыкальные игры с элементами логоритмики;

     Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют, прежде всего, нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. 
 
 
 


Список  литературы:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. –

          Санкт- Петербург.2005

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985;

  2. Новиковская О.А. Логоритмика. – Санкт-Петербург., 2005

  3. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей. – Санкт-Петербург 2005;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!