Мастер-класс для педагогов
«Лого-сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошёл отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Формировать связную речь у детей дошкольного возраста могут помочь ЛОГОСКАЗКИ.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.
Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения и не имеющие их. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Существуют следующие виды логосказок:
1.Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2.Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3.Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4.Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5.Сказки, способствующие формированию связной речи.
6.Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Для того, чтобы разобраться что же такое логосказки, я хочу рассказать вам сказку «ЗООПАРК» (Е.Косинова). Педагог рассказывает сказку попутно выкладывая перед коллегами картинки, предлагая выполнить упражнения, используемые в сказке.
После этого педагог предлагает воспроизвести содержание сказки, опираясь на картинки, расположенные на игровом поле, используя при этом программируемый мини-робот «Bee-bot».
Программируемый робот имеет яркий дизайн и привлекает внимание детей, а возможность управления им заинтересуют любого ребёнка. Работая с инновационным средством мы подключаем воображение, фантазийное творчество. Практически и интеллектуально экспериментируя, дети учатся обобщать, планировать речевую деятельность, что необходимо для формирования связной монологической и диалогической речи.
Участники мастер-класса воспроизводят логосказку по серии опорных картинок, программируя при этом мини-робот на игровом поле. После чего предлагается придумать продолжение сказки, или другое начало, задаются вопросы по содержанию сказки.
Таким образом, развивать связную речь можно используя современные и нетрадиционные средства. В процессе составления рассказа, ведения диалога, любой дидактической игры, направленной на развитие связной речи, дети, совместно с педагогом могут программировать «Умную пчелу». Навыки начального программирования помогают детям в программировании собственной речи. А используя в работе Логосказки мы развиваем творческое воображение, художественно-эстетическое восприятие, память и мышление дошкольников.