СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лоскутное шитьё.практичесая работа "изготовление шаблонов из картона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ассказать ученикам по какому принципу можно шить лоскутами, как подбирать цветовую гамму, чтобы они составляли гармоночную композицию

Просмотр содержимого документа
«Лоскутное шитьё.практичесая работа "изготовление шаблонов из картона"»

Предмет: технология 6 класс

Тема: «Лоскутное шитье. ПР «Изготовление шаблонов из картона

Цель урока: создать условия для формирования интереса обучающихся к расширению знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике.

Задачи урока:

Образовательная – способствовать расширению знаний о лоскутном шитье; научить учащихся применять полученные ранее знания при работе с лоскутом; знать алгоритм работы для изготовления изделий из лоскута геометрической формы; научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету лоскутки ткани.

Развивающая – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе сбора информации для создания изделий в лоскутной технике.

Воспитательная – способствовать формированию и развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  • образцы швейных изделий выполненных в лоскутной технике;

  • образцы кусочков ткани;

Планируемые предметные результат

Знать: возможности лоскутной пластики, используемые материалы и инструменты, технологию изготовления лоскутных узоров,

Уметь: выполнять лоскутные узоры

Планируемая деятельность учащихся (УУД)

Личностные УУД:

  • Самопознание;

  • Самооценка;

  • Личная ответственность

  • Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

  • Принятие учебной цели

  • Выбор способов деятельности

  • Организация рабочего места

  • Внесение дополнение и корректировки

  • Выполнение правил гигиены умственного труда

Познавательные УУД:

  • Сравнение

  • Анализ

  • Мыслительные эксперимент

  • Практическая работа

  • Работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

  • Умение отвечать на вопросы рассуждать описывать явления и действия

  • Умение выделять главное из прочитанного

  • Слушать и слышать собеседника, учителя


Ход урока


I. Организационный момент

  • приветствие;

  • проверка готовности учащихся к уроку.


II. Тема урока

Учитель: Сегодняшний урок мы начнем с разгадывания кроссворда, ключевое слово которого определит тему урока. (Учитель задает вопросы, ребята отвечают, записывают на доске слова)

  1. Инструмент для ручной работы с тканью. (Иголка)

  2. Вид волокна растительного происхождения. (Хлопок)

  3. Нити, идущие вдоль кромки ткани. (Основы)

  4. Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)

  5. Что происходит с некоторыми тканями после стирки или утюжки? (Усадка)

  6. Поперечные нити в ткани. (Уток)

  7. Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы)

  8. Вид волокна животного происхождения. (Шелк)


Учитель: ребята, назовите ключевое слово.

- Получилось слово «лоскуток».

На уроках технологии мы учимся шить. Когда раскраиваем любое изделие, остаются обрезки ткани. Обычно мы выбрасываем их. Много текстильных отходов накапливается на швейных фабриках и в ателье. Это становится определенной проблемой.

Ребята , сегодня я предлагаю вам решить эту проблему. И ответить на вопрос «Как можно использовать лоскутки ткани?».

Ответы учащихся:

Из лоскута можно

  • сшить лоскутную куклу оберег,

  • набивать самодельные мягкие игрушки,

  • сшить сувениры,

  • сшить изделия, сшивая лоскутки в единое полотно.

Учитель: Ребята, вы назвали несколько возможных решений проблемы. Сегодня мы познакомимся с одним из способов использования лоскутков ткани.

Тема урока «Лоскутное шитье» ПР «Изготовление шаблонов из картона (записать тему урока в тетрадь).

III. Изучение нового материала

Учитель: изделия из лоскутов ткани, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Для работы с лоскутками не надо много материальных затрат. Техника лоскутного шитья очень проста.

Лоскутное шитьё — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Чтобы изделие, сшитое из лоскутков, получилось красивым и долговечным необходимо знать несколько правил.

Подготовка ткани к работе

Определение прочности окраски (провести опыт). Если необходимо выполнить изделие, которым будут часто пользоваться и, следовательно, будут стирать, то, чтобы не испортить вещь после первой стирки, лучше сразу проверить прочность окраски используемых материалов. Выполнить это несложно. Берут небольшой кусочек ткани, смачивают его водой и утюжат на белой поверхности. Если на ней останется след, значит, окраска ткани не устойчива. Такие материалы нежелательно использовать в работе, лучше их заменить другими.

Если же изделие не будет подвергнуто обработке водой (панно, стенной коврик и т.п.), то для его изготовления можно использовать любые ткани.

При работе с лоскутками нужно учитывать цвет в изделии. Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.

Рассмотрим цветовой круг. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные цвета. Соединение красного цвета с желтым дает - оранжевый, желтого с синим – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными.

Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.

Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.

Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки. Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мелким растительным рисунком, занимающим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна.

Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.

Техника лоскутного шитья включает в себя несколько направлений. К ним относятся:

  • сшивание лоскутков геометрической формы;

  • аппликация;

  • сшивание лоскутков различных, неправильных форм. (записать в тетрадь направления)

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном такие формы деталей рисунка, как полоска и треугольник. И называлось это «шить шпалами» и «уголками». В современном лоскутном шитье существует большое разнообразие рисунков, орнаментов, зачастую имеющих сложную геометрию, состоящих из деталей различных форм и размеров.

Сегодня мы рассмотрим и поработаем с самыми простыми лоскутными узорами из геометрических форм


а) Шитьё из полосок.

Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет начинающая мастерица.

Блок - фрагмент рисунка в лоскутном шитье (записать в тетрадь определение).


б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор, блок).





в) Это шитьё из квадратов, его часто применяют в мелкой мозаичной сборке, а при соединении квадратных блоков с лоскутным узором в полотно одеяло, салфетки.






Вопросы:

  • ребята, как можно соединять лоскутки? (ответ - Ручными стежками и на швейной машине)

  • Как вы думаете, есть профессия, связанная с лоскутным шитьем? (Дети предлагают варианты ответов) Лоскутница - профессия швеи, которая соединяет лоскутки в единое полотно, композицию.


IV. Практическая работа

Ребята, прежде чем приступать к изготовлению любого изделия надо наметить план работы. Мы знаем алгоритм работы со швейными изделиями (фартук, юбка). Попробуем составить алгоритм работы для изготовления изделий из лоскутков геометрической формы. Учитель фиксирует предложения детей на доске и корректирует их.

Алгоритм работы для изготовления изделий из лоскутков геометрической формы

1. Составить эскиз изделия или отдельного блока

2. Подобрать необходимые ткани по цвету и фактуре

3. Изготовить шаблоны

4. Раскроить

5. Соединить детали между собой в блоки

6. Соединить блоки в изделие

7. Окончательная обработка изделия

Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка. С нее мы и начнем освоение техники лоскутного шитья (работа рассчитана на три занятия). Возможно, составив орнамент для простого изделия, в дальнейшем вы сошьете более сложное (одеяло, наволочку на декоративную подушку).

Сегодня мы создадим эскиз будущей прихватки.

Задание для всех - создать эскиз прихватки, составить эскиз прихватки из квадратиков .Выбрать наиболее удачный эскиз в классе и представить его классу. Далее ребята вырезают из картона шаблоны.

В процессе работы учитель консультирует учащихся, проводит текущий инструктаж.

Выставление отметок

V. Рефлексия

Учитель:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали на уроке?

Как можно решить проблему накопления лоскутков?

Пригодится ли вам в жизни владение техникой лоскутного шитья?

VI. Домашнее задание

Принести кусочки ткани для прихватки.

















0