СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ловушки - ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация содержит основные "ловушки" - задания и темы - ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Ловушки - ЕГЭ по русскому языку»

Обратите внимание!  В «Методических рекомендациях, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 201 7 года по русскому языку», отмечено: ниже других заданий базового уровня (в диапазоне от 54 до 65 баллов) находится процент выполнения заданий, проверяющих освоение следующих элементов содержания : «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи ( задание 14 ); «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» ( задание 19 ), «Функционально-смысловые типы речи» ( задание 21 ).

Обратите внимание!

В «Методических рекомендациях, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 201 7 года по русскому языку», отмечено: ниже других заданий базового уровня (в диапазоне от 54 до 65 баллов) находится процент выполнения заданий, проверяющих освоение следующих элементов содержания : «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи ( задание 14 ); «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» ( задание 19 ), «Функционально-смысловые типы речи» ( задание 21 ).

Задание 14  Слова, содержащие орфограмму «-Н- и -НН- в разных частях речи», относятся к наиболее трудным написаниям. Затруднения вызывает неумение разграничить краткую форму причастия и прилагательного. (Была образована группа любителей поэзии. Эти ребята хорошо образованны )

Задание 14

Слова, содержащие орфограмму «-Н- и -НН- в разных частях речи», относятся к наиболее трудным написаниям. Затруднения вызывает неумение разграничить краткую форму причастия и прилагательного. (Была образована группа любителей поэзии. Эти ребята хорошо образованны )

Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи Краткое причастие Краткое прилагательное Отвечают на вопросы каков? какова? каково? Образуется от полных страдательных причастий ( решённый – решён, решена, решено) Образуется от полных прилагательных ( ценный – ценен, ценна, ценно) Всегда пишется одна Н Пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи

Краткое причастие

Краткое прилагательное

Отвечают на вопросы каков? какова? каково?

Образуется от полных страдательных причастий ( решённый – решён, решена, решено)

Образуется от полных прилагательных

( ценный – ценен, ценна, ценно)

Всегда пишется одна Н

Пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия

Краткое причастие

Краткое прилагательное

1. При нем есть зависимое слово в творительном падеже, которое обозначает производителя этого действия (т.е. действие совершается кем-то или чем-то ): Иконы написаны ( кем? ) Андреем Рублёвым. Жильцы дома возмущены (чем?) решением суда.

2. Обозначает действие, которое можно заменить глаголом : Легенды рассказаны старожилами. – Легенды рассказали старожилы.

1. Обычно относится к существительному и обозначает «родной», постоянный признак предмета : Подруга умна и образованна (Подруге свойственны ум и образованность ) .

2. Этот постоянный признак (качество) сочетается с наречием «очень»: Подруга умна и очень образованна.

3. Можно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме : Их взгляды очень ограниченны (т. е. узки , недалёки )

4. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени, пишутся с НН , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный «обнаруживающий результаты хорошего воспитания»); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный «привыкший к исполнению своих прихотей»); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный «полный высокого содержания»). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени : воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.

Наиболее употребительные случаи написания Н и НН в краткой форме Полная форма Краткие причастия   можно заменить глаголом;   есть зависимое слово или действие совершается кем-то или чем-то). Краткие прилагательные Н Испуганный   свойства характера, качества человека);   в предложении есть ещё одно краткое прилагательное, характеризующее предмет. НН Подруга испугана ( чем?) появлением брата. Обдуманный Дама была смущена и испуганна . Решение посетить карстовые пещеры было тщательно обдумано ( кем-то). Избалованный Сдержанный Поведение парашютистки необдуманно и опасно. Эта девочка явно избалована ( кем?) родителями. Её дети избалованны и капризны. Все атаки врага были сдержаны ( кем-то) на подходах к крепости. Собранный Верующие люди сдержанны и немногословны. Материалы о подвигах разведчиков были собраны и переданы ( кем-то) в музей. Изысканный Саперы были собранны , внимательны и осторожны. Средства были изысканы ( кем-то) из дополнительной статьи расходов. Роспись на стенах была невероятно красива, изысканна.

Наиболее употребительные случаи написания Н и НН в краткой форме

Полная форма

Краткие причастия

 можно заменить глаголом;

 есть зависимое слово или действие совершается кем-то или чем-то).

Краткие прилагательные

Н

Испуганный

 свойства характера, качества человека);

 в предложении есть ещё одно краткое прилагательное, характеризующее предмет.

НН

Подруга испугана ( чем?) появлением брата.

Обдуманный

Дама была смущена и испуганна .

Решение посетить карстовые пещеры было тщательно обдумано ( кем-то).

Избалованный

Сдержанный

Поведение парашютистки необдуманно и опасно.

Эта девочка явно избалована ( кем?) родителями.

Её дети избалованны и капризны.

Все атаки врага были сдержаны ( кем-то) на подходах к крепости.

Собранный

Верующие люди сдержанны и немногословны.

Материалы о подвигах разведчиков были собраны и переданы ( кем-то) в музей.

Изысканный

Саперы были собранны , внимательны и осторожны.

Средства были изысканы ( кем-то) из дополнительной статьи расходов.

Роспись на стенах была невероятно красива, изысканна.

Запутанный Запущенный Следы на снегу запутаны ( кем-то). Наконец-то воздушные шары были запущены ( кем-то) в небо. Рассеянный Взаимоотношения с родственниками были запутанны , неясны, вызывали недоумение. Картины экспрессионистов рассеяны ( кем-то) по миру. Образованный Все клумбы на подворье были запущенны , поросли диким бурьяном. В нашей школе образованы ( кем-то) кружки по интересам. Ася рассеянна и невнимательна. Начитанный Возвышенный Аспирантка была хорошо образованна и культурна. Все воспоминания на диске были начитаны ( кем?) самим поэтом. Льстецы часто бывают возвышены ( кем?) начальством. Уверенный Пришедшие на собеседование были начитанны и умны. Журналисты уверены ( в чём?) в достоверности информации. Помыслы Данко возвышенны , прекрасны. Поступь ее уверенна , грациозна, красива.

Запутанный

Запущенный

Следы на снегу запутаны ( кем-то).

Наконец-то воздушные шары были запущены ( кем-то) в небо.

Рассеянный

Взаимоотношения с родственниками были запутанны , неясны, вызывали недоумение.

Картины экспрессионистов рассеяны ( кем-то) по миру.

Образованный

Все клумбы на подворье были запущенны , поросли диким бурьяном.

В нашей школе образованы ( кем-то) кружки по интересам.

Ася рассеянна и невнимательна.

Начитанный

Возвышенный

Аспирантка была хорошо образованна и культурна.

Все воспоминания на диске были начитаны ( кем?) самим поэтом.

Льстецы часто бывают возвышены ( кем?) начальством.

Уверенный

Пришедшие на собеседование были начитанны и умны.

Журналисты уверены ( в чём?) в достоверности информации.

Помыслы Данко возвышенны , прекрасны.

Поступь ее уверенна , грациозна, красива.

Ограниченный Сосредоточенный Поля ограничены ( чем?) лесопосадками. Войска сосредоточены ( кем-то) у западной границы. Подавленный Во время ее выступления всем стало понятно, что она ограниченна и глупа. Все проявления недовольства были подавлены ( кем-то). Организованный На просмотре нового фильма все были сосредоточенны и внимательны. Мероприятия хорошо организованы ( кем-то). После беседы с участниками событий все были подавленны и молчаливы. Измученный Оправданный Прибывшая группа была энергична и организованна . Дети измучены ( чем?) переходом через горы. Обвиняемые оправданы ( кем-то) за недостаточностью улик. Собранный Лица были измученны, бледны. Деньги на помощь пострадавшим собраны ( кем-то) в срок . Чрезвычайное положение было необходимо, оправданно . Моряки собранны , решительны.

Ограниченный

Сосредоточенный

Поля ограничены ( чем?) лесопосадками.

Войска сосредоточены ( кем-то) у западной границы.

Подавленный

Во время ее выступления всем стало понятно, что она ограниченна и глупа.

Все проявления недовольства были подавлены ( кем-то).

Организованный

На просмотре нового фильма все были сосредоточенны и внимательны.

Мероприятия хорошо организованы ( кем-то).

После беседы с участниками событий все были подавленны и молчаливы.

Измученный

Оправданный

Прибывшая группа была энергична и организованна .

Дети измучены ( чем?) переходом через горы.

Обвиняемые оправданы ( кем-то) за недостаточностью улик.

Собранный

Лица были измученны, бледны.

Деньги на помощь пострадавшим собраны ( кем-то) в срок .

Чрезвычайное положение было необходимо, оправданно .

Моряки собранны , решительны.

Решите самостоятельно

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Чугу(1)ая пушка наша была заряже(2)а картечью и направле(3)а в сторону остановле(4)ого врага.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Говорят, местная барыня невежестве(1)а, изнеже(2)а, капризна и враждебно настрое(3)а против образова(4)ых соседей.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Стены деревя(1)ого дома были очище(2)ы и расписа(3)ы яркими красками.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Дорога дли(1)а, утопта(2)а стра(3)иками, исхоже(4)а вдоль и поперёк.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Школьниками на экзамене по математике все задачи были реше(1)ы, провере(2)ы и разложе(3)ы по вариантам.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

По мнению окружающих, поведение Егора рискова(1)о, непродума(2)о, безнравстве(3)о.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Жалюзи в неприбра(1)ой гости(2)ой были опуще(3)ы, кресла расставле(4)ы как попало, посуда свале(5)а в ящик.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Полусо(1)ые беседы с моей няней всегда проникнове(2)ы, искре(3)и, волшебны.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Шкатулки, представле(1)ые на традицио(2)ой выставке ремёсел, выреза(3)ы из дерева и расписа(4)ы местным художником.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Все движения ю(1)ой гимнастки естестве(2)ы и выразительны, изыска(3)ы и увере(4)ы.

1

2

23

3

124

23

4

5

13

6

123

7

123

8

2345

9

123

10

34

234

Задание 19

В задании 19 есть такая пунктограмма, как стык союзов , т.е. рядом стоящих двух подчинительных ( что если; что когда, потому что если и т.п) или сочинительного и подчинительного союзов ( и когда; но если; и чтобы и т.п)

Обратите внимание!

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов то , но , так .

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов то , но , так .

Сравните два предложения:

  • В половодье в озеро рыба заходила из реки Белой, а когда вода начинала убывать, то мещеряки перегораживали плетнем узкий и неглубокий проток.

2. Я думал, что , когда умрет дедушка, и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

В первом предложении у союза когда есть продолжение в виде слова то ( когда ... то ), поэтому на стыке союзов ( а когда ) запятая не ставится .

А во втором предложении нет продолжения в виде слова то , поэтому на стыке союзов ставится запятая ( что , когда ).

Кроме того,

такие предложения легко перестроить: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, когда умрет дедушка, потому что она старая и седая .

можно «изъять» внутреннюю придаточную часть, не нарушив структуру предложения: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В задании 19 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

1. Скворцы внимательно наблюдали за воробьями (1) и (2) если те не собирались покидать обжитые за зиму сковоречники (3) караулили нахальных гостей (4) чтобы потом задать им трёпку.

2. Вечером мы встретились в парке (1) и (2) когда увидели друг друга после сорока лет разлуки (3) каждый невольно подумал (4) что годы изменили многих из нас до неузнаваемости.

В первом предложении союз и соединяет однородные сказуемые ( наблюдали и караулили ) , поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится . На месте цифры 2 (стык союзов и , если ) запятая ставится : при союзе если нет продолжения в виде соотносительного слова то — второй части составного союза еслито . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые , как на границе главной и придаточной части. Следовательно, правильный ответ: 2, 3, 4 .

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: мы встретились , вторая — каждый подумал ), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая . На месте цифры 2 также нужно поставить запятую : это стык союзов и , когда и после придаточного предложения времени нет слова то . На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые , как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Проверьте себя

1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать отвечала (1) что (2) покуда искра жизни тлеется во мне (3) она не перестанет делать всё (4) что может (5) для моего спасенья.

2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать клала меня в ванну (1) вливала в рот бульону (2) целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками (3) а (4) если и это не помогало (5) то наполняла легкие мои своим дыханьем.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки (1) и (2) хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною (3)но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке (4) о домовых и мертвецах.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я так боялся комнаты моего покойного деда (1) что (2) когда проходил мимо неё (3) всегда зажмуривал глаза.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Дедушку с бабушкой мне также хотелось видеть (1) потому что (2) хотя я и видел их (3) но помнить не мог: в первый мой приезд в Багрово мне было восемь месяцев.

6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать улыбнулась моим словам и так взглянула на меня (1) что (2) хотя я не мог понять выражения этого взгляда (3) но был поражен им.

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Переправа кареты, кибитки и девяти лошадей продолжалась довольно долго (1) и я успел набрать целую кучу чудесных камешков (2) но (3) когда отец не позволил мне их взять с собою (4) я очень огорчился.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я попросил позволения развести маленький огонек (1) и (2) когда получил позволение (3) то принялся хлопотать об этом.

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

С ночевки поднялись так рано (1) что (2) когда отец сел к нам в карету(3) еще не совсем было светло.

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать (1) увидя меня в таком волнении (2) сказала (3) что (4) пока я не успокоюсь (5) она не пустит меня на рыбалку.

1

2

12345

3

1235

4

134

5

123

6

13

7

13

8

1234

9

13

10

123

12345

 Функционально-смысловые типы речи  Задание 21   Во внешнем облике речи, в её строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или явление, другое — рассказать о нем, третье — объяснить его причины. В каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач. Поэтому выделяют такие компоненты речи, как описание , повествование , рассуждение , которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и её смысла.

Функционально-смысловые типы речи Задание 21

  • Во внешнем облике речи, в её строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или явление, другое — рассказать о нем, третье — объяснить его причины. В каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач.
  • Поэтому выделяют такие компоненты речи, как описание , повествование , рассуждение , которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и её смысла.
Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния ( перечень постоянных или временных предметов ) Повествование Основные вопросы, характерные для данного типа речи Сообщать о последовательности действий или событий. ( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец ) Рассуждение Каков предмет? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события ( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события. ) Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходит потом? Почему? В чём причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

( перечень постоянных или временных предметов )

Повествование

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Сообщать о последовательности действий или событий.

( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец )

Рассуждение

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события. )

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

Отличие повествования от описания  Описание   Повествование   Нет динамики ; действия или  признаки в описании  постоянные,  одновременные, не  изменяющиеся во времени.   Повествование динамично ,  действия  последовательны.   Можно изменить порядок  перечисления действий или  признаков, поменяв   Последовательность   «Новое» в описании – это  свойства предмета.    местами фрагменты  текста.  действий в   «Новое» в повествовании –  это действия предмета.     повествовании изменить  невозможно.

Отличие повествования от описания

Описание

Повествование

Нет динамики ; действия или

признаки в описании

постоянные,

одновременные, не

изменяющиеся во времени.

Повествование динамично ,

действия

последовательны.

Можно изменить порядок

перечисления действий или

признаков, поменяв

Последовательность

«Новое» в описании – это

свойства предмета.

местами фрагменты

текста.

действий в

«Новое» в повествовании –

это действия предмета.

повествовании изменить

невозможно.

Обратите внимание!

Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает определить тип текста ( описание – один кадр, повествование – несколько кадров, а рассуждение сфотографировать невозможно ).

Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.

Обратимся к тексту.

Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.

Таков был обычный приход Субоча.

( К.Паустовский )

Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий , характеризующих его поведение , и указание на реакцию окружающих . Однако употребленные здесь автором глаголы не способны показать развитие действия , они указывают на одновременность происходящего .

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил так о динамическом описание: «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости».

  Тезис  Почему это так?   Потому что (так как)…       Аргумент 1 Аргумент2  Что следует из вышесказанного?  В ы в о д

Тезис

Почему это так?

Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент2

Что следует из вышесказанного?

В ы в о д

Тренировочные упражнения

Вскоре перевели меня на Кавказ:

это самое счастливое время моей

жизни. Я надеялся, что скука не жи-

вет под чеченскими пулями – напра-

сно: через месяц я так привык к их

жужжанию и к близости смерти, что,

право, обращал больше внимание

на комаров, - и мне стало скучнее

прежнего, потому что я потерял поч-

ти последнюю надежду. Когда я уви-

дел Бэлу в своем доме, когда в пер-

вый раз, держа ее на коленях,

целовал ее черные локоны, я, глупец,

подумал, что она ангел, посланный

мне сострадательной судьбою...

Я опять ошибся: любовь дикарки

немногим лучше любви знатной

барыни… М.Лермонтов

Славное место эта долина! Со всех

сторон горы неприступные, краснова-

тые скалы, обвешанные зеленым

плющом и увенчанные купами чинар,

желтые обрывы, исчерченные промо-

инами, а там высоко-высоко золотая

бахрома снегов, а внизу Арагва, об-

нявшись с другой безымянной речкой,

шумно вырывающейся из черного,

полного мглою ущелья, тянется се-

ребряною нитью и сверкает, как змея

своею чешуею.

М.Лермонтов

Я затворил за собою дверь моей комна-

ты, засветил свечку и бросился на пос-

тель; только сон на этот раз заставил се-

бя ждать более обыкновенного. Уж вос-

ток начинал бледнеть, когда я заснул,

но - видно, было написано на небесах,

что в эту ночь я не высплюсь. В четыре

часа утра два кулака застучали ко мне в

окно. Я вскочил: что такое?.. "Вставай,

одевайся!" - кричало мне несколько

голосов. Я наскоро оделся и вышел.

М.Лермонтов

По-моему,

Несомненно,

Можно с уверенностью утверждать, что…

Я считаю,

Я думаю,

Мне кажется,

На мой взгляд,

это высказывание – описание,

данное высказывание – повествование,

изображён целый ряд отличительных признаков предметов, явлений или событий, которые представлены одновременно. Между предложениями параллельная связь.

так как

(потому что)

это высказывание – рассуждение,

передан ряд действий, происходящих в разное время, последовательно. Между предложениями последовательная связь.

объясняется какой-либо факт; доказывается что-либо;

делаются умозаключения, выводы, обобщения. В

высказывании чётко прослеживаются причинно-

следственные отношения.

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год — веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый прекрасный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия. (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские отточили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее другого — про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию — и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились. (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые — словом, те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, куклы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок…

(13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлочку ко мне в комнату в самый канун Нового года — свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объяснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет). (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу — не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19)В передней зазвенел звонок — почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23)— Нет, нет, — услышал я опять торопливый и шепелявый голос, — это наша работа, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете…

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой каторжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лестницы на лестницу), да ещё и — «обижаете»…

(28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытертым кроличьим воротником, старые ботинки…

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег — может, теперь будет посговорчивее?

(34)— Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! — сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдерживаемые слёзы.

(37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле обижаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её — честность и неподкупность труженицы.

(39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу!

(По Ф. Абрамову)

Проверьте себя

1. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 11,12 содержится описание.

2) В предложениях 37-40 заключена основная мысль текста.

3) В предложениях 29, 30 представлено рассуждение.

4) Предложение 27 обосновывает мысль, содержащуюся в 25, 26 предложениях.

5) Предложения 30, 31 содержат итоговый вывод.

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях15—18 представлено рассуждение.

2) Основная мысль текста заключена в предложении 22.

3) В предложениях 6-10 представлено повествование.

4) В предложениях 25-27 представлено описание.

5) В предложениях 11,12 содержатся элементы описания.

3. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 15-18 представлено повествование.

2) Предложения 29,30 содержат описание.

3) Предложения 37,38 раскрывают смысл, заложенный в предложениях 26, 27.

4) В предложении 33 доказывается мысль, сформулированная в 26 предложении.

5) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

4. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложении 12 представлено описание.

2) В предложениях 9-11 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6-8.

3) Предложения 11,12 содержат элементы рассуждения.

4) В предложениях 19-22 представлено повествование.

5) В предложениях 16-18 обосновывается мысль, которая сформулирована в предложении 12.

Проверьте себя:

1

2

124

3

15

14

4

35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!