СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛР №6 "Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛР №6 б6

Просмотр содержимого документа
«ЛР №6 "Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений" 6 класс»

Учитель биологии Фасахова А.В.


ЛР №6 "Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений" 6 класс

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника


Инструктивная карточка



1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В учебнике прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

Мочковатая корневая система- это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стержневая корневая система-это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни.


Рис. __."









Подумайте, какой корень называется главным.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни.


Рис. __."








Подумайте, какие корни называются придаточными._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочные задания


Задание 1. Вставьте пропущенные слова.


1. Совокупность корней растения называется ___________________ системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется ____________________

3. Стержневая корневая система состоит из __________________ и __________________ корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется _________________

5. Мочковатая корневая система состоит из ________________ и __________________ корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют ________________________корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют ______________________ корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются _______________________

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от ________________________

10. Из зародышевого корешка развивается ____________________


Задание 2. Выбери правильный ответ.


1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных; г) водорослей.


2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом; г) кутикулой.


Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.


3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? –– корень.

  • Главный корень + ? –– стержневая корневая система.

  • Придаточные корни + ? –– мочковатая корневая система.

  • Корневой чехлик зона делящихся клеток –– ? –– зона всасывания –– ? .


Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /

роспись













































ЛР №6 "Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений".

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника


Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?


Выяснили, что корневые системы различаются: стержневая корневая система хорошо удерживает растение в почве и хорошо помещает питательные вещества про запас, а корневая система мочковатого типа очень плотно пронизывает почву и эффективно всасывает воду и минеральные вещества


2. В учебнике прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.


Мочковатая корневая система- это корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.


Стержневая корневая система-это корневая система, у которой хорошо развит главный корень по сравнению с боковыми корнями. Главный корень имеет форму стержня, отсюда и пошло название для такой корневой системы — стержневая.


3. Отберите растения со стержневой корневой системой. характерна для двудольных растений. Из всем знакомых растений, таким корнем обладают морковь, одуванчик, который как раз из-за корня считается врагом садоводов всего мира, сельдерей, горох, щавель, береза, дуб и многие другие.


4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. клубника,пшеница, рожь,овес, лилейные и тд


5. Зарисуйте в тетради схему растения с мочковатой корневой системой.. Обозначьте главный и боковые корни.


Рис. __."

П одумайте, какой корень называется главным. Главный корень - это корень, развивающийся из зародышевого корешка.


6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни.


Рис. __."


Подумайте, какие корни называются придаточными. Придаточными называют корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях. 

7. Заполните схему.


С делайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем. ВЫВОД: Стержневая корневая система образована главным, боковыми и придаточными корнями. Главный корень хорошо выделяется среди других корней. Мочковатая корневая система состоит в основном из придаточных и боковых корней. Главный корень либо быстро отмирает, либо не отличается по размерам от придаточных корней.












Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.


1. Совокупность корней растения называется корневой системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется стержневой.

3. Стержневая корневая система состоит из главного и боковых корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется мочковатой.

5. Мочковатая корневая система состоит из придаточных и боковых корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют _стержневую_корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют мочковатую корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются боковыми.

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от стеблей или листьев.

10. Из зародышевого корешка развивается главный корень.


Задание 2. Выбери правильный ответ.


1. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

2. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.

3. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.


Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.+

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.-

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.-

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.-

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.+

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.+

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.+

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.-

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.-


3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ?вода –– корень.

  • Главный корень + ? боковые–– стержневая корневая система.

  • Придаточные корни + ?боковые –– мочковатая корневая система.


Скачать

© 2023 3529 51

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя