Учитель биологии Фасахова А.В.
ЛР №6 "Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений" 6 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В учебнике прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.
Мочковатая корневая система- это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стержневая корневая система-это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни.
Рис. __."
Подумайте, какой корень называется главным.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни.
Рис. __."
Подумайте, какие корни называются придаточными._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните схему.
Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Совокупность корней растения называется ___________________ системой.
2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется ____________________
3. Стержневая корневая система состоит из __________________ и __________________ корней.
4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется _________________
5. Мочковатая корневая система состоит из ________________ и __________________ корней.
6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют ________________________корневую систему.
7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют ______________________ корневую систему.
8. Корни, которые отрастают от главного, называются _______________________
9. Придаточными называются корни, которые отрастают от ________________________
10. Из зародышевого корешка развивается ____________________
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Впервые корень появился у:
а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных; г) водорослей.
2. Корневая система растений – это:
а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.
3. Придаточные корни развиваются на:
а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.
4. Функциями корня являются:
а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.
5. Верхушка корня покрыта:
а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом; г) кутикулой.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. С помощью корня растение закрепляется в почве.
2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.
3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.
4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.
5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.
6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.
7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.
8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.
9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.
3адание 4. Восстановите логическую цепь.
Минеральные вещества + ? –– корень.
Главный корень + ? –– стержневая корневая система.
Придаточные корни + ? –– мочковатая корневая система.
Корневой чехлик зона делящихся клеток –– ? –– зона всасывания –– ? .
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
роспись