СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луг. Природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Луг. Природное сообщество»

Урок по окружающему миру

Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

Школьники должны:

- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

Основное понятие: «природное сообщество».

Межпредметные связи:   взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».



Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете. 

Давайте улыбнёмся друг другу . Ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошее сотрудничество. Я желаю вам успеха.

2.Актуализация опорных знаний. Проверка Д\З


- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь?

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин (Слайд №1)

- Что это за дом? (Лес. Лес – это природное сообщество. )…

- Сколько в нём этажей? Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества ? (Важно то, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)



Тест( если согласны с утверждением –да, если не согласны –нет ( слайд 2 )

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.-да

2) Средний ярус – это мхи и лишайники.-нет

3) На дереве обитают кроты и землеройки.-нет

4) Грибы необходимы лесу, потому что ими

питаются многие животные.-да

5) Плоды всех кустарников употребляют в пищу.-нет

6) Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы

лесную подстилку.-да

7) Живые организмы леса составляют природное сообщество.-нет

Слайд №3 проверка, оценивание

3.Постановка темы и цели урока.

Учитель:-Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.

Отгадайте загадку:

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг) слайд 4

1.Задание: сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему).

(Тема: луг-природное сообщество.)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

Задачи: слайд 5

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга ?

4.Работа над новой темой

Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».

(Учитель дифференцированно делит класс на группы)

Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.

  • Каждый отдел получает карточку – задание.

  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

  • 1 отдел работает по теме «Растения луга»

  • 2 отдел работает по теме «Животные луга»

  • 3 отдел работает по теме «Человек и луг»

( Слайд 6)- Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления. Что вы там видели, кого слышали?( слайд –луг)

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод.

(На лугу растут только травянистые растения)

Верно. Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, атласом – определителем, материалами в конвертах.

В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)





Работа с разными источниками информации: Учебник стр.170-177, атлас определитель, материал на карточках

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения луга»

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?

  2. Что объединяет эти растения?

  3. Интересные факты из жизни луговых растений.

 

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные луга»

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?

  2. Богат ли луг разнообразием животных? 

  3. Особенности жизни некоторых животных луга.

 

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и луг»

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?

  1. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

  2. Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)

Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.

Идет обсуждение в группах (отделах).

5.Физкультминутка Под видео про луг

«Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

Прыг-скок. Прыг-скок.

Сели, травушки поели,

Тишину послушали.

Тише – тише, высоко

Прыгай на ногах легко!

6.Продолжение изучения новой темы.

Отчет отделов о работе.

Заслушиваются представители каждого отдела. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.

-Какие особенности выявили у луга?

1.Отдел (слайды о растениях)

-Что растёт на лугу?

-Что объединяет все растения?

Вывод:

  • На лугу растут травы, большинство растений – цветы.

  • На лугу растут грибы.

  • Растут на открытой местности.

  • Любят свет и тепло.

2.Отдел ( слайды о животных)

-Кто живёт на лугу?

Вывод:

Животный мир разнообразен.

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.

3.Отдел.

Работа с рассказом и исправить ошибки Слайд 17

Влияние человека на луг

Правила поведения на лугу. Слайд 18

Итог: -Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.

- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.) вывод слайд19

7.Закрепление изученного

Используя иллюстрации на с. 172-173,запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.

(Взаимопроверка в парах)

Травы гусеницы птицы

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга

Викторина Слайды20-26 самооценка

Я прочитаю стихотворение, а вы выскажите своё мнение

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.

 -Может ли кто - нибудь уничтожить луг? (Человек.)

Слайд27-28

Человек! Ты царь природы! 
О тебе веду я речь. 
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться, 
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

8.Рефлексия

Вспомните, какие мы определили цели задачи урока. Добились мы этих целей?

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)



9.Домашнее задание (дифференцированное) :

1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.

2. Выполнить задания 2,3,4 на с.78-79 рабочей тетради.

-Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

10. Выставление отметок

31








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс