Урок по окружающему миру
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Цели и задачи урока:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
5. Планируемые результаты.
Школьники должны:
- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
Основное понятие: «природное сообщество».
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
Давайте улыбнёмся друг другу . Ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошее сотрудничество. Я желаю вам успеха.
2.Актуализация опорных знаний. Проверка Д\З
- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь?
Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин (Слайд №1)
- Что это за дом? (Лес. Лес – это природное сообщество. )…
- Сколько в нём этажей? Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)
- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)
- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества ? (Важно то, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)
Тест( если согласны с утверждением –да, если не согласны –нет ( слайд 2 )
1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.-да
2) Средний ярус – это мхи и лишайники.-нет
3) На дереве обитают кроты и землеройки.-нет
4) Грибы необходимы лесу, потому что ими
питаются многие животные.-да
5) Плоды всех кустарников употребляют в пищу.-нет
6) Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы
лесную подстилку.-да
7) Живые организмы леса составляют природное сообщество.-нет
Слайд №3 проверка, оценивание
3.Постановка темы и цели урока.
Учитель:-Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
Отгадайте загадку:
По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг) слайд 4
1.Задание: сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему).
(Тема: луг-природное сообщество.)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
(Дети формулируют задачи).
Задачи: слайд 5
-выяснить особенности луга:
-что растёт на лугу;
-кто живёт на лугу?
-как человек использует луга ?
4.Работа над новой темой
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».
(Учитель дифференцированно делит класс на группы)
Условия игры:
-
Класс поделим на три отдела.
-
Каждый отдел получает карточку – задание.
-
Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
-
1 отдел работает по теме «Растения луга»
-
2 отдел работает по теме «Животные луга»
-
3 отдел работает по теме «Человек и луг»
( Слайд 6)- Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления. Что вы там видели, кого слышали?( слайд –луг)
- Значит, что такое луг? Сделайте вывод.
(На лугу растут только травянистые растения)
Верно. Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, атласом – определителем, материалами в конвертах.
В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
Работа с разными источниками информации: Учебник стр.170-177, атлас определитель, материал на карточках
Карта №1 План работы 1 отдела «Растения луга» Выяснить: -
Какие растения растут на лугу? -
Что объединяет эти растения? -
Интересные факты из жизни луговых растений. |
Карта №2 План работы 2 отдела «Животные луга» Выяснить: -
Какие животные живут на лугу? -
Богат ли луг разнообразием животных? -
Особенности жизни некоторых животных луга. |
Карта №3 План работы 3 отдела «Человек и луг» Выяснить: -
Какие действия людей могут привести к гибели луга? -
Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга? -
Составьте правила друзей луга. (Правила могут быть в рисунках.) |
Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.
Идет обсуждение в группах (отделах).
5.Физкультминутка Под видео про луг
«Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
Прыг-скок. Прыг-скок.
Сели, травушки поели,
Тишину послушали.
Тише – тише, высоко
Прыгай на ногах легко!
6.Продолжение изучения новой темы.
Отчет отделов о работе.
Заслушиваются представители каждого отдела. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
-Какие особенности выявили у луга?
1.Отдел (слайды о растениях)
-Что растёт на лугу?
-Что объединяет все растения?
Вывод:
2.Отдел ( слайды о животных)
-Кто живёт на лугу?
Вывод:
Животный мир разнообразен.
На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.
3.Отдел.
Работа с рассказом и исправить ошибки Слайд 17
Влияние человека на луг
Правила поведения на лугу. Слайд 18
Итог: -Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.) вывод слайд19
7.Закрепление изученного
Используя иллюстрации на с. 172-173,запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
(Взаимопроверка в парах)
Травы гусеницы птицы
Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга
Викторина Слайды20-26 самооценка
Я прочитаю стихотворение, а вы выскажите своё мнение
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
-Может ли кто - нибудь уничтожить луг? (Человек.)
Слайд27-28
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
8.Рефлексия
Вспомните, какие мы определили цели задачи урока. Добились мы этих целей?
- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)
9.Домашнее задание (дифференцированное) :
1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.
2. Выполнить задания 2,3,4 на с.78-79 рабочей тетради.
-Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.
- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.
10. Выставление отметок
31