СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луганщина в годы советской модернизации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.

2.  Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами

Просмотр содержимого документа
«Луганщина в годы советской модернизации»

Луганщина в годы советской модернизации.


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать… А спокойствие – душевная подлость».

Лев Толстой


Цели:

1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.

2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.


Тип урока – комбинированный.



I. Какие основные события произошли в 20-е–30-е годы в молодом Советском государстве?

Политические события 20-е-30-е гг.

Экономические события 20-е-30-е гг.

  • Политика военного коммунизма (1918-1921 гг.);

  • Разгром войск адмирала Колчака (восточный фронт, 1919-1920, январь);

  • Борьба против сил генерала Н.Юденича (сев.-зап. фронт, 1919-1920, март);

  • Борьба против сил А. Деникина и П. Краснова (южный фронт, 1919-1920, январь);

  • Борьба против сил генерала П.Н. Врангеля (Крым, 1920, апрель-ноябрь);

  • Советско-польская война. Командующие КА-М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров (1920, апрель-ноябрь);

  • Период «Малой Гражданской войны» (1920-1922);

  • Избрание И.В. Сталина Ген. секом ЦК РКП(б);

  • Образование СССР (30 декабря 1922);

  • Принятие Конституции СССР (январь 1924);

  • Убийство С.М. Кирова (декабрь 1934, начало сталинских репрессий);

  • Принятие СССР в Лигу Наций (1934);

  • Принятие Конституции СССР (Конституция победившего социализма-1936);

  • Вооруженные столкновения СССР и Японии (1938-1939, у оз. Хасан и в районе р. Халхин-Гол);

  • Заключение Советско-германского Пакта о ненападении (23 августа 1939);

  • Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны (1 сентября 1939);

  • Ввод советских войск восточные районы Польши (З.Укр. и З. Белоруссия, сентябрь 1939);

  • Советско-финляндская война (ноябрь 1939-март 1940);

  • Присоединение Прибалтики к СССР (ноябрь 1939-июнь 1940);

  • Передача СССР Бессарабии и Сев. Буковины (Румынии), образование Молдавской ССР (июль 1940);

  • Реализация плана «Барбаросса» и плана «Ост» (декабрь 1940);

  • Начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года.

  • Переход к НЭПу, в результате кризиса политики «военного коммунизма» (1921, март, 10 съезд РКП(б);

  • Курс на индустриализацию народного хозяйства (декабрь 1925, 14 съезд ВКП(б));

  • Коллективизация с/х (1928-1937);

  • Создание колхозов (1928);

  • Первый пятилетний план развития нар. хозяйства (1928-1932);

  • Голод (1932-1933, умерло до 7 млн. человек);

  • Второй пятилетний план (1933-1937);

  • Культурная революция (1933-1937);

  • Рекорд по добыче угля на шахте «Центральная-Ирмино», установленный Алексеем Стахановым (31 августа 1935). Начало Стахановского движения.

  • Завершение коллективизации (1937, крестьянские хозяйства были объединены в колхозы


С какой целью, был взят курс на индустриализацию?

Превратить СССР из страны ввозящей в страну машины и оборудование, в страну производящую эти машины и оборудование.

С какой целью, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР?

Перекачка средств на нужды индустриализации из аграрного сектора экономики в промышленный + ликвидация кулачества + образование крупных коллективных хозяйств (колхозов).


С какой целью, была проведена культурная революция?

Необходимость в грамотных специалистах + формирование «нового человека», разделявшего взгляды марксистско-ленинского учения + создание системы общеобразовательных школ + развитие науки и искусства.


II. МОТИВАЦИЯ

Что вы знаете о людях советского государства, наших земляках совершивших трудовой подвиг, в 20-е – 30-е гг.? Каков их вклад в экономику и политику советского государства?

Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период становления новой Советской государственности? Как вы думаете, почему, происходило противостояние крестьян и официальной власти? Что сыграло главную роль в становлении и развитии новой экономической политики? Почему, большинство крестьян, в условиях развития НЭПа, отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни?


III. АКТУАЛИЗАЦИ

Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?

Разновидность антидемократического политического режима.


Отличительные признаки тоталитарного режима.

Монополия на власть одной политической партии (однопартийность).

Обязанность граждан подчиняться законам.

Установление личной диктатуры.

Абсолютный контроль.

Жесткая цензура.

Репрессии и террор.

Уничтожение оппозиции.

Манипуляция массовым сознанием населения.

Политический режим, при котором осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни.


Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР.


Подумайте и сделайте выводы, кого в первую очередь объявляли «врагом народа» и почему? Что происходило с членами семьи и их ближайшими родственниками? Кем они становились? ИЗГОЯМИ ОБЩЕСТВА

В 20-е – 30-е гг. были предприняты административно-территориальные реформы в нашем крае.

1923 г. были созданы округа (вместо уездов) – Луганский и Старобельский.

1925 г. ликвидированы губернии.

1930 г. упразднены округа.

1932 г. создаются области, 2 июля образована Донецкая обл. (включающая и территорию современной Луганской области).

1938 г. 3 июня принят Указ о разделении Донецкой обл. на две: Сталинскую ( с 1961 г. – Донецкая) и Ворошиловградскую (в 1958 – 1970 гг. – Луганская; в 1970 – 1990 гг. – Ворошиловградская; с 4 мая 1990 г. – Луганская).

В начале 20-х гг. наш край испытывал экономические трудности. В критическом положении находились угольная, металлургическая, машиностроительная, химическая отрасли промышленности, безработица, недовольство крестьян политикой «военного коммунизма», разруха и голод.

В чем был главный акцент на преодоление трудностей (голод, разруха) в экономике, от чего зависело восстановление экономики? От результатов работы, одной из главных отраслей народного хозяйства – УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

1921 г. добыча угля в Донбассе составила 5,8 млн.т., была в 4,5 раза меньше, чем в 1913 г.

1927-1928 гг. добыча угля в Донбассе, составила 27,3 млн.т. и превзошла уровень 1913 г. (9,36 млн.т. выдали на гора шахтеры Луганского округа).

Курс на модернизацию экономики, ее индустриализацию осуществлялся «военно-комунистическими» методами. Рыночное регулирование, в условиях сворачивания НЭПа, упразднялось, управление промышленностью централизировалось.

1928-1932 гг. в Донбассе введено в эксплуатацию 90 новых шахт. Поиск новых форм организации труда – беспрерывная добыча угля.

1932 г. появление новой горной техники в Первомайске. А.И. Бахмутский сконструировал первый в мире угольный комбайн.

1935 г. Луганщина стала родиной стахановского движения.

Что вы можете рассказать о Алексее Стаханове? Повысил производительность труда в 14,8 раз. Герои стахановцы – Мирон Дюканов, Дмитрий Концедалов, Никита Изотов, Федор Артюхов… Стаханов вошел в историю как пионер новой организации труда (разделение добычи угля между забойщиком и крепильщиками). В 1970 г. А.Г. Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1978 г. на карте мира появился город Стаханов (Кадиевка), единственный город названный в честь трудового человека.

Благодаря трудовым подвигам советских тружеников, были восстановлены и значительно увеличены мощности металлургической промышленности (завод ДЮМО-Алчевский металлургический звод им. Ворошилова, 1926 г.), мощности химической и стекольной промышленности (1921 г. в Лисичанске создан «Химуголь», «Донсода», 1922 г. завод «Пролетарий»).

1922-1923 гг. на Луганском паровозостроительном заводе было построено 49 паровозов серии «Э», а за последующие пять лет – 447 паровозов различных серий. В 1929 г. рабочими была выдвинута идея «пятилетку в четыре года», одобренная партийным руководством и подхваченная по всей стране Советов. В 1933 г. реконструированный завод стал крупнейшим паровозостроительным заводом в Европе.

В целом, в 20-е-30-е гг. промышленный потенциал Луганщины значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов, осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное материальное стимулирование труда идеологическим давлением командно-административной системы и репрессиями против советского народа – народа труженика.


С введением НЭПа началось быстрое возрождение сельского хозяйства, создание рыночных отношений, передача земли, конфискованной у помещиков – крестьянам, образование земельного банка, это были положительные черты в развитии аграрного сектора. Большинство крестьян отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни. Отрицательными, являлись, стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе и в сельском хозяйстве.

1921-1923 гг. голод на Луганщине. Старобельщина поставляла пшеницу в голодающее Поволжье, несмотря на растущую смертность.

1928 г. компания по созданию колхозов и раскулачиванию приобрела формы произвола. 1 февраля 1930 г. Советы приняли постановление «О мероприятиях переустройства с/х и борьбе с кулачеством». Крестьян Луганщины, сельсоветы поделили на КУЛАКОВ (первой, второй и третьей категории), СЕРЕДНЯКОВ, БЕДНЯКОВ и ПОДКУЛАЧНИКОВ. Кулаки первой категории выселялись за пределы УССР, второй – из сел на выселки, третьей – в хаты развалюхи бедняков.

Голод 1932-1933 гг.

Подумайте и сделайте вывод к чему приводила политика раскулачивания и активность рабочих-активистов для сплочения бедноты и создания колхозов?

Убийства, покушения, поджоги, порча колхозного имущества…


Коллективизация привела к резкому падению произодительности сельского хозяйства. Большинство колхозов были мелкими и экономически слабыми.


Социально - культурная жизнь Луганщины


Учитель. Каким был культурный и материальный уровень жизни населения в тяжелые послевоенные годы, узнаем из ваших сообщений и презентаций, которые вы заранее подготовили к этому уроку.

Электронная презентация «Луганск, который мы больше не увидим» (подготовлена заранее учеником)

Сообщение учеников с воспоминаниями очевидцев о голоде 1946-1947 г.г.

Послевоенное время, особенно 1946 - 1947г.г., Она вспоминала всегда с волнением.

Проживала моя прабабушка с семьей в Станице Луганской по ул. Свердлова, в бараке. Тогда это было временное жилье для переселенцев, эти дома так и назывались переселенческими. Там и застали их голодное время 1932 - 1933р.р., Война 1941 - 1945. г.. и послевоенное время, 1946 - 1947 годы.

  Прадедушка Горковенко Алексей Анисимович работал в локомотивном депо машинистом паровоза, он был одним работающим в семье, потому что семья была многодетная, прабабушка была домохозяйкой.

А сейчас ее дети - мои бабушки. По их словам, их многодетной семье выжить в то время было трудно. Вспоминается и хлеб по карточкам (150 - 200грамив на человека), и как многодетной семье выдавали в районе, в центре, «уху», которую моя прабабушка получала и несла пешком в бидончики, чтобы накормить своих детей. На тот момент в семье было 8 детей в возрасте от 2-х до 17-ти лет. Старшие дети тоже помогали в «добыче пищи» для семьи: домой приносились речные ракушки (перловиц), после вспашки на полях собирались остатки колосьев, картофель по осени, а в более позднее время - мороженая картошка из-под снега. Употребляли в пищу как сами клубни, так и картофельные очистки. Проживала семья недалеко от железной дороги, что, в свою очередь, также давало возможность собирать остатки зерна: пшеницы, кукурузы - в общем, всего того, что шло в поездах и могло просыпаться на землю. А еще можно было обменять что-нибудь продукты. С приходом весны в пищу употреблялось все, что имело вкус: молодая сочная трава, ее корни, камыш, молочай, березовый сок и многое другое. Мои бабушки пережили такое трудное время, что радовались каждому прожитому дню.

Со временем работникам железной дороги стали выделять земельные участки, что позволило заниматься строительством частных домов, выращиванием зерновых, овощных культур и домашнего скота. Прадедушке тоже был выделен участок для застройки, всей семьей строили жилье, в котором в дальнейшем и жили.

За это трудное время никто из членов семьи не умер, как бы тяжело не было.

Забота о ближних и сплоченность семьи - вот залог мирного благополучной жизни.

Коллективное задание.

Как показывают воспоминания очевидцев, а также подтверждает официальная статистика, голод 1946-1947 годов поразил территорию Луганской области меньше, чем другие регионы Украины.

Вопрос. Как вы думаете, почему?



IV. Так что же такое индустриализация? Какие отрасли промышленности нашего края развивались, преодолевая экономическую отсталость? Определите чем отличалась НЭП от коллективизации с/х?

Выскажите свое отношение к событиям происходившим на Луганщине в период раскулачивания. Почему советская власть ликвидировала слой зажиточных крестьян? Кто и с какой целью совершил первый трудовой подвиг? Как стало называться движение передовиков производства?


V. ОБОБЩЕНИЕ

Что такое тоталитаризм? Каким образом крестьяне боролись с произволом рабочих-активистов?

Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.

VI. ДЗ: Профильный уровень. История Луганского края, с. 316-329. Локотош Б.Н. «Очерки истории Луганска», с. 88-108.

Подготовить сообщения о политлидерах СССР. Практическая работа, с. готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).