СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита". Жанр. Особенности композиции. Система образов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.А.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита". Жанр. Особенности композиции (три сюжетные линии). Система образов (хаполненние таблицы двойников)

Просмотр содержимого документа
«М.А.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита". Жанр. Особенности композиции. Система образов.»

Жанр. Композиция.  Система персонажей.

Жанр. Композиция. Система персонажей.

Жанр  Мнения литературоведов разделяются относительно точного жанра ( поджанр романа ): бытовой, фантастический философский автобиографический любовно-лирический сатирический Авантюрный  «Мастер и Маргарита» - роман-миф  (в сюжет которого вплетены мотивы мифов, легенд ) 

Жанр

  • Мнения литературоведов разделяются относительно точного жанра ( поджанр романа ):
  • бытовой,
  • фантастический
  • философский
  • автобиографический
  • любовно-лирический
  • сатирический
  • Авантюрный
  • «Мастер и Маргарита» - роман-миф (в сюжет которого вплетены мотивы мифов, легенд
Комопзиция  В чем особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»?  Это « роман в романе »  Какие два романа мы читаем?  1) роман О Мастере ( о человеке и его судьбе ), 2) романа ОТ Мастера ( роман Матсера «Понтий Пилат»)  Сразу ли мы встречаемся с главным героем романа? * Сколько сюжетных линий в романе?  В романе три сюжетные линии: 1 – история любви Мастера и Маргариты; 2 – рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве; 3 – повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.  Как в канву основного сюжета вплетаются (вводятся) главы из романа Мастера? 2 гл . – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл .- видит во сне Иван Бездомный , находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.

Комопзиция

  • В чем особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»?
  • Это « роман в романе »
  • Какие два романа мы читаем?
  • 1) роман О Мастере ( о человеке и его судьбе ), 2) романа ОТ Мастера ( роман Матсера «Понтий Пилат»)
  • Сразу ли мы встречаемся с главным героем романа? * Сколько сюжетных линий в романе?
  • В романе три сюжетные линии:

1 – история любви Мастера и Маргариты;

2 – рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве;

3 – повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

  • Как в канву основного сюжета вплетаются (вводятся) главы из романа Мастера?
  • 2 гл . – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл .- видит во сне Иван Бездомный , находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.

О Романе Мастера

  • Вспомним историю распятия Христа . Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это?* Почему?
  • Какие отличительные черты Иешуа от Христа мы можем выявить ( гл.2 , 16)
  • 1) возраст (33 года Иисусу, 27лет Иешуа)

2) происхождение (мать Иешуа — женщина сомнительного поведения, отец — сириец, родителей не помнит).

3) Иешуа не сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения.

4) Отсутствие учеников — не 12 апостолов, а только Левий Матвей* , неточно и невнятно записывающий некоторые слова и мысли учителя.

5) Отсутствие популярности в народе : Иешуа, когда он вошел пешим в Ершалаим (не въехал на осле как Хрстос), никто в городе не знал.

6) Изменен характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение : « Все люди добрые » краткое обобщение всех призывов к добру в Нагорной проповеди.

7) После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей , единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте.

8) Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

9) Оспорено божественное («боговдохновенное») происхождение Евангелий , которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея , где « записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков ».

О Романе Мастера

  • Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними.
  • Опротестовано божественное происхождение Иисуса и его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества. Нет даже слов « крест » или « распятый », использованы грубые, приземленные « повесить » и « столб». Он всего лишь жертва системы правосудия того времени.
  • Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат, мучимого совестью .
  • Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет?
  • Роман Мастера (и Булгакова) решает не богословские проблемы, а человеческие . Да и главный герой романа Мастера не Иешуа, а Понтий Пилат .
  • Обратите внимание на отличие стилей романа Булгакова . В чем он заключается?
  • Автор использует три различных стилистических потока : 1) Москва - преимущественно фельетонный стиль , элементы карнавала ; 2) развитие отношений Мастера и Маргариты изображены с использованием лирического начала ; 3) в романе Мастера преобладает высокий, строгий реализм

Система образов Несмотря на разницу во времени и пространстве, эти три линии идут параллельно друг другу , «отражаясь друг в друге». И мы может встретить на всех трех сюжетных уровнях геров-двойников (триады) . Группы героев Современный автору московский мир «Носители истины» Древний, ершалаимский мир «Ученики» Потусторонний мир Доносчики, предатели Правители,прини-мающие решения Первые помощники  правителей «Палачи», карающие силы Животные Служанки Не связаны между собой Мастер Иешуа Мастер * Левий Матвей * Иван Бездомный Левий Матвей (И. Н.Понырёв) (ангел, посланец) Алозий Мог а рыч Иуда из Кириафа Барон Майгель проф-р Стравинский Понтий Пилат Воланд врач Федор Васильевич Афраний Коровьев-Фагот Арчибальд Арчибальдович * Марк Крысобой Азазелло пес Тузбубен собока Банга кот Бегемот Наташа Низа Гелла

Система образов

  • Несмотря на разницу во времени и пространстве, эти три линии идут параллельно друг другу , «отражаясь друг в друге». И мы может встретить на всех трех сюжетных уровнях геров-двойников (триады) .

Группы героев

Современный автору московский мир

«Носители истины»

Древний, ершалаимский мир

«Ученики»

Потусторонний мир

Доносчики, предатели

Правители,прини-мающие решения

Первые помощники правителей

«Палачи», карающие силы

Животные

Служанки

Не связаны между собой

Мастер

Иешуа

Мастер *

Левий Матвей *

Иван Бездомный

Левий Матвей

(И. Н.Понырёв)

(ангел, посланец)

Алозий Мог а рыч

Иуда из Кириафа

Барон Майгель

проф-р

Стравинский

Понтий Пилат

Воланд

врач

Федор Васильевич

Афраний

Коровьев-Фагот

Арчибальд

Арчибальдович *

Марк Крысобой

Азазелло

пес Тузбубен

собока Банга

кот Бегемот

Наташа

Низа

Гелла

Система образов  Можно ли сказазть, чо эти герой идентичны, точные копии друг друга? Почему?*  Можно заметить «деградацию» : образы московской линии принижены , явяляются лишь бледными тенями, по сравнению с ершалаимским. Здесь нет высоких подвигов и сильных убеждений (ср. смерть Иешуа ради истины и заключение в клинику Мастера; масштаб предательства Иуды, подставившего чужую жизнь и донос Алозия Магарыча н Мастера ради жилплощади и пр. )  Кто из героев не имеет двойника ? Почему?  У Маргариты нет дойника . Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть. Героиня проходит через все три сюжетные линии : 1) живет в Москве ; 2)  читает роман о Понтии Пилате, живет этим романом, помогает Мастеру в его написании и пр.; 3)  продает душу дьяволу , включая себя в потусторонний мир.

Система образов

  • Можно ли сказазть, чо эти герой идентичны, точные копии друг друга? Почему?*
  • Можно заметить «деградацию» : образы московской линии принижены , явяляются лишь бледными тенями, по сравнению с ершалаимским. Здесь нет высоких подвигов и сильных убеждений (ср. смерть Иешуа ради истины и заключение в клинику Мастера; масштаб предательства Иуды, подставившего чужую жизнь и донос Алозия Магарыча н Мастера ради жилплощади и пр. )
  • Кто из героев не имеет двойника ? Почему?
  • У Маргариты нет дойника . Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть. Героиня проходит через все три сюжетные линии : 1) живет в Москве ; 2) читает роман о Понтии Пилате, живет этим романом, помогает Мастеру в его написании и пр.; 3) продает душу дьяволу , включая себя в потусторонний мир.

Домашнее задание Список (примерный) проблем , поднятых в романе (+ небольшой комментарий )

Домашнее задание

  • Список (примерный) проблем , поднятых в романе (+ небольшой комментарий )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!