Жанр. Композиция. Система персонажей.
Жанр
- Мнения литературоведов разделяются относительно точного жанра ( поджанр романа ):
- бытовой,
- фантастический
- философский
- автобиографический
- любовно-лирический
- сатирический
- Авантюрный
- «Мастер и Маргарита» - роман-миф (в сюжет которого вплетены мотивы мифов, легенд )
Комопзиция
- В чем особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»?
- Это « роман в романе »
- Какие два романа мы читаем?
- 1) роман О Мастере ( о человеке и его судьбе ), 2) романа ОТ Мастера ( роман Матсера «Понтий Пилат»)
- Сразу ли мы встречаемся с главным героем романа? * Сколько сюжетных линий в романе?
- В романе три сюжетные линии:
1 – история любви Мастера и Маргариты;
2 – рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве;
3 – повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
- Как в канву основного сюжета вплетаются (вводятся) главы из романа Мастера?
- 2 гл . – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл .- видит во сне Иван Бездомный , находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.
О Романе Мастера
- Вспомним историю распятия Христа . Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это?* Почему?
- Какие отличительные черты Иешуа от Христа мы можем выявить ( гл.2 , 16)
- 1) возраст (33 года Иисусу, 27лет Иешуа)
2) происхождение (мать Иешуа — женщина сомнительного поведения, отец — сириец, родителей не помнит).
3) Иешуа не сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения.
4) Отсутствие учеников — не 12 апостолов, а только Левий Матвей* , неточно и невнятно записывающий некоторые слова и мысли учителя.
5) Отсутствие популярности в народе : Иешуа, когда он вошел пешим в Ершалаим (не въехал на осле как Хрстос), никто в городе не знал.
6) Изменен характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение : « Все люди добрые » краткое обобщение всех призывов к добру в Нагорной проповеди.
7) После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей , единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте.
8) Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.
9) Оспорено божественное («боговдохновенное») происхождение Евангелий , которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея , где « записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков ».
О Романе Мастера
- Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними.
- Опротестовано божественное происхождение Иисуса и его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества. Нет даже слов « крест » или « распятый », использованы грубые, приземленные « повесить » и « столб». Он всего лишь жертва системы правосудия того времени.
- Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат, мучимого совестью .
- Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет?
- Роман Мастера (и Булгакова) решает не богословские проблемы, а человеческие . Да и главный герой романа Мастера не Иешуа, а Понтий Пилат .
- Обратите внимание на отличие стилей романа Булгакова . В чем он заключается?
- Автор использует три различных стилистических потока : 1) Москва - преимущественно фельетонный стиль , элементы карнавала ; 2) развитие отношений Мастера и Маргариты изображены с использованием лирического начала ; 3) в романе Мастера преобладает высокий, строгий реализм
Система образов
- Несмотря на разницу во времени и пространстве, эти три линии идут параллельно друг другу , «отражаясь друг в друге». И мы может встретить на всех трех сюжетных уровнях геров-двойников (триады) .
Группы героев
Современный автору московский мир
«Носители истины»
Древний, ершалаимский мир
«Ученики»
Потусторонний мир
Доносчики, предатели
Правители,прини-мающие решения
Первые помощники правителей
«Палачи», карающие силы
Животные
Служанки
Не связаны между собой
Мастер
Иешуа
Мастер *
Левий Матвей *
Иван Бездомный
Левий Матвей
(И. Н.Понырёв)
(ангел, посланец)
Алозий Мог а рыч
Иуда из Кириафа
Барон Майгель
проф-р
Стравинский
Понтий Пилат
Воланд
врач
Федор Васильевич
Афраний
Коровьев-Фагот
Арчибальд
Арчибальдович *
Марк Крысобой
Азазелло
пес Тузбубен
собока Банга
кот Бегемот
Наташа
Низа
Гелла
Система образов
- Можно ли сказазть, чо эти герой идентичны, точные копии друг друга? Почему?*
- Можно заметить «деградацию» : образы московской линии принижены , явяляются лишь бледными тенями, по сравнению с ершалаимским. Здесь нет высоких подвигов и сильных убеждений (ср. смерть Иешуа ради истины и заключение в клинику Мастера; масштаб предательства Иуды, подставившего чужую жизнь и донос Алозия Магарыча н Мастера ради жилплощади и пр. )
- Кто из героев не имеет двойника ? Почему?
- У Маргариты нет дойника . Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть. Героиня проходит через все три сюжетные линии : 1) живет в Москве ; 2) читает роман о Понтии Пилате, живет этим романом, помогает Мастеру в его написании и пр.; 3) продает душу дьяволу , включая себя в потусторонний мир.
Домашнее задание
- Список (примерный) проблем , поднятых в романе (+ небольшой комментарий )