СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Булгаков "Стальное горло"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу "Стальное горло"

Просмотр содержимого документа
«М.А.Булгаков "Стальное горло"»

Об авторе Родился  3 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии А.И.Булгакова в Киеве. В 1909 году Михаил Булгаков окончил  Первую киевскую гимназию  и поступил на  медицинский факультет Киевского университета. После начала  Первой мировой войны  Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне . Затем в 1916 году он был направлен на работу в село Никольское  Смоленской губернии *  после чего через год работал врачом в Вязьме Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев , где начал частную практику как врач. Во время  Гражданской войны записался добровольцем в офицерские дружины. В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву  и начал сотрудничать как  фельетонист со столичными газетами. В это же время он опубликовал некоторые свои произведения. В 1923 году Булгаков вступил во  Всероссийский союз писателей . Булгаков активно сотрудничает с театрами.

Об авторе

  • Родился  3 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии А.И.Булгакова в Киеве. В 1909 году Михаил Булгаков окончил  Первую киевскую гимназию  и поступил на  медицинский факультет Киевского университета.
  • После начала  Первой мировой войны  Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне . Затем в 1916 году он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии * после чего через год работал врачом в Вязьме
  • Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев , где начал частную практику как врач. Во время  Гражданской войны записался добровольцем в офицерские дружины.
  • В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как  фельетонист со столичными газетами. В это же время он опубликовал некоторые свои произведения. В 1923 году Булгаков вступил во  Всероссийский союз писателей . Булгаков активно сотрудничает с театрами.

«Записки юного врача»

  • В 1925-1926 годах выходят рассказы, которые позже будут объединены в цикл «Записки юного врача» .
  • Всего в цикл входят семь рассказов: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звёздная сыпь».  
  • Впервые в виде цикла шесть сохранившихся в архиве писателя рассказов были опубликованы в 1963 году . Седьмой рассказ, « Звёздная сыпь » , был найден и только в 1981 году опубликован литературоведом   Л.Яновской .
  • В цикле в несколько изменённом виде изображены реальные случаи , происходившие с Булгаковым во время его работы в Никольском  ( 29 сентября 1916 — 18 сентября 1917 ). Он был направлен туда с фронта по мобилизации.
  • ФАКТ! В «Записках» главный герой немного моложе Булгакова (автору было 25 лет, а не 23 на момент приезда) и был он не таким новичком, как его герой. Действие сдвинуто на год позже: герой приезжает в село осенью 1917, а не 1916 года.
  • Первая редакция «Записок» была создана вскоре после реальных событий . В письме к жене от 17 ноября 1921 года Булгаков пишет: « По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь. Обрабатываю „Недуг “».
  • Первым — в журнале «Красная панорама», 15 августа 1925 г . — выходит рассказ «Стальное горло».
Повествование Определите жанр произведения? Рассказ . С какими еще жанрами мы можем найти «переклички»? Дневниковая запись, т.к. есть конкретная дата. Что из себя представляет этот рассказ? Как бы вы более конкретно определи его форму/жанр? Рассказ-воспоминание В чем еще особенность этого рассказа в плане построения/композиции/положения частей?* Произведение имеет зеркальную композицию *

Повествование

  • Определите жанр произведения?

Рассказ .

  • С какими еще жанрами мы можем найти «переклички»?

Дневниковая запись,

т.к. есть конкретная дата.

  • Что из себя представляет этот рассказ? Как бы вы более конкретно определи его форму/жанр?

Рассказ-воспоминание

  • В чем еще особенность этого рассказа в плане построения/композиции/положения частей?*

Произведение имеет зеркальную композицию *

ДО  ПОСЛЕ О П Е Р А Ц И Я  «Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали . Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх , – ей нечем было дышать ... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет» «Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась , но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов .  – Все в порядке , – сказал я, – можете больше не приезжать.  – Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо!  Но Лидка не желала мне ничего говорить ». Какие мысли и чувства испытывает пациентка в начале произведения и в финале?

ДО ПОСЛЕ

О

П

Е

Р

А

Ц

И

Я

«Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали . Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх , – ей нечем было дышать ... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет»

«Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась , но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов . Все в порядке , – сказал я, – можете больше не приезжать. – Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо! Но Лидка не желала мне ничего говорить ».

Какие мысли и чувства испытывает пациентка в начале произведения и в финале?

ДО  ПОСЛЕ «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени — Дай ей капель, — сказала она и стукнулась лбом в пол , — удавлюсь я, если она помрет».  «Лицо матери было искажено , она беззвучно плакала ...», «Я слышал плач женщин и свист девочки»,  « Мать не давала девочку , когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно». «Женщина сияла глазами ».  «— Благодарю вас, доктор, спасибо, — сказала мать». О П Е Р А Ц И Я  Какие мысли и чувства испытывает мама  девочки в начале произведения и в финале?

ДО ПОСЛЕ

«Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени

Дай ей капель, — сказала она и стукнулась лбом в пол , — удавлюсь я, если она помрет».

«Лицо матери было искажено , она беззвучно плакала ...»,

«Я слышал плач женщин и свист девочки», « Мать не давала девочку , когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно».

«Женщина сияла глазами ». «— Благодарю вас, доктор, спасибо, — сказала мать».

О

П

Е

Р

А

Ц

И

Я

Какие мысли и чувства испытывает мама девочки в начале произведения и в финале?

ДО  ПОСЛЕ О П Е Р А Ц И Я  «бабка начала молиться на косяк...»  «— Тебе лучше знать, батюшка, — заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом » «— Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве же это мыслимо? Она, глупая баба, согласилась. А моего согласия нету , нету. Каплями согласна лечить, а горло резать не дам »   «И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок» Какие мысли и чувства испытывает бабушка девочки в начале произведения и в финале?

ДО ПОСЛЕ

О

П

Е

Р

А

Ц

И

Я

«бабка начала молиться на косяк...» «— Тебе лучше знать, батюшка, — заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом » «— Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве же это мыслимо? Она, глупая баба, согласилась. А моего согласия нету , нету. Каплями согласна лечить, а горло резать не дам »

«И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок»

Какие мысли и чувства испытывает бабушка девочки в начале произведения и в финале?

ДО ПОСЛЕ

«А прием мой все возрастал . Вот настал день, когда я принял сто десять человек. Мы начали в девять часов утра и кончили в восемь часов вечера. «… пошатываясь , снимал халат. Старшая акушерка сказала мне: «Вот вам и слава, доктор , поздравляю».

«Итак, я остался один . Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло», « Вечера здесь необыкновенно длинны ...»,

« Мечтал об уездном городе — он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось убежать с моего пункта туда. Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае не так страшно . Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие » «Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай…»

«Я почувствовал, что от усталости даже устыдиться не могу , только глаза отвел в сторону. Попрощался и ушел к себе. Крупный снег шел, все застилало. Фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен . И я, когда шел, хотел одного — спать ».

О

П

Е

Р

А

Ц

И

Я

От одиночества и страха к уверенности и работы для других, к бесстрашному и самоотверженному исполнению долга.

Какие мысли и чувства испытывает главный герой в начале произведения и в финале?

«Кто-то другой» Кто еще присутствует в рассказе, помимо всех зримых героев? « другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил ». Что и зачем говорит этот другой ? В какие моменты это происходило? Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности?  Он единственный здесь врач и должен уметь многое, помогать людям. Что дает ему силы?  Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку. текст

«Кто-то другой»

  • Кто еще присутствует в рассказе, помимо всех зримых героев?
  • « другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил ». Что и зачем говорит этот другой ? В какие моменты это происходило?
  • Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности? 
  • Он единственный здесь врач и должен уметь многое, помогать людям.
  • Что дает ему силы? 
  • Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку.

текст

Тема. Идея. Проблематика. Тема:  Ответственности за свою работу, деятельность. Идея:  Победа над собой во имя другого человека. Проблемы: профессиональна честь сопереживание ближним / сострадания, милосердия ответственность за свои решения жизнь и здоровье человека слаженная работа коллег «темнота» крестьянства почти безграничность человеческих возможностей и др.

Тема. Идея. Проблематика.

Тема: Ответственности за свою работу, деятельность.

Идея: Победа над собой во имя другого человека.

Проблемы:

  • профессиональна честь
  • сопереживание ближним / сострадания, милосердия
  • ответственность за свои решения
  • жизнь и здоровье человека
  • слаженная работа коллег
  • «темнота» крестьянства
  • почти безграничность человеческих возможностей
  • и др.

Домашнее задание Читать: М.А.Шолохов «Судьба человека»

Домашнее задание

Читать: М.А.Шолохов

  • «Судьба человека»
  • «В горле было что-то клокочущее, белое, рваное. Девочка вдруг выдохнула и плюнула мне в лицо, но я почему-то не испугался за глаза , занятый своей мыслью.

Вот что, — сказал я, удивляясь собственному спокойствию , — дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного — операции.

И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог . «А если они согласятся?» — мелькнула у меня мысль».

  • «— Не согласна! — резко сказала мать.

Нет нашего согласия! — добавила бабка.

Ну, как хотите, — глухо добавил я и подумал: «Ну, вот и все! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасен». И только что подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил: — Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»

  • « Внутри себя я думал так : «Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку». А говорил иное:

Ну, скорей, скорей соглашайтесь ! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют».

  • «Их увели через полутемный коридор. Я слышал плач женщин и свист девочки. Фельдшер тотчас же вернулся и сказал:

Соглашаются!

Внутри у меня все окаменело, но выговорил я ясно : — Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!»

вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!