Об авторе
- Родился 3 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии А.И.Булгакова в Киеве. В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.
- После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне . Затем в 1916 году он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии * после чего через год работал врачом в Вязьме
- Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев , где начал частную практику как врач. Во время Гражданской войны записался добровольцем в офицерские дружины.
- В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами. В это же время он опубликовал некоторые свои произведения. В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей . Булгаков активно сотрудничает с театрами.
«Записки юного врача»
- В 1925-1926 годах выходят рассказы, которые позже будут объединены в цикл «Записки юного врача» .
- Всего в цикл входят семь рассказов: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звёздная сыпь».
- Впервые в виде цикла шесть сохранившихся в архиве писателя рассказов были опубликованы в 1963 году . Седьмой рассказ, « Звёздная сыпь » , был найден и только в 1981 году опубликован литературоведом Л.Яновской .
- В цикле в несколько изменённом виде изображены реальные случаи , происходившие с Булгаковым во время его работы в Никольском ( 29 сентября 1916 — 18 сентября 1917 ). Он был направлен туда с фронта по мобилизации.
- ФАКТ! В «Записках» главный герой немного моложе Булгакова (автору было 25 лет, а не 23 на момент приезда) и был он не таким новичком, как его герой. Действие сдвинуто на год позже: герой приезжает в село осенью 1917, а не 1916 года.
- Первая редакция «Записок» была создана вскоре после реальных событий . В письме к жене от 17 ноября 1921 года Булгаков пишет: « По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь. Обрабатываю „Недуг “».
- Первым — в журнале «Красная панорама», 15 августа 1925 г . — выходит рассказ «Стальное горло».
Повествование
- Определите жанр произведения?
Рассказ .
- С какими еще жанрами мы можем найти «переклички»?
Дневниковая запись,
т.к. есть конкретная дата.
- Что из себя представляет этот рассказ? Как бы вы более конкретно определи его форму/жанр?
Рассказ-воспоминание
- В чем еще особенность этого рассказа в плане построения/композиции/положения частей?*
Произведение имеет зеркальную композицию *
ДО ПОСЛЕ
О
П
Е
Р
А
Ц
И
Я
«Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали . Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх , – ей нечем было дышать ... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет»
«Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась , но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов . – Все в порядке , – сказал я, – можете больше не приезжать. – Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо! Но Лидка не желала мне ничего говорить ».
Какие мысли и чувства испытывает пациентка в начале произведения и в финале?
ДО ПОСЛЕ
«Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени
— Дай ей капель, — сказала она и стукнулась лбом в пол , — удавлюсь я, если она помрет».
«Лицо матери было искажено , она беззвучно плакала ...»,
«Я слышал плач женщин и свист девочки», « Мать не давала девочку , когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно».
«Женщина сияла глазами ». «— Благодарю вас, доктор, спасибо, — сказала мать».
О
П
Е
Р
А
Ц
И
Я
Какие мысли и чувства испытывает мама девочки в начале произведения и в финале?
ДО ПОСЛЕ
О
П
Е
Р
А
Ц
И
Я
«бабка начала молиться на косяк...» «— Тебе лучше знать, батюшка, — заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом » «— Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве же это мыслимо? Она, глупая баба, согласилась. А моего согласия нету , нету. Каплями согласна лечить, а горло резать не дам »
«И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок»
Какие мысли и чувства испытывает бабушка девочки в начале произведения и в финале?
ДО ПОСЛЕ
«А прием мой все возрастал . Вот настал день, когда я принял сто десять человек. Мы начали в девять часов утра и кончили в восемь часов вечера. «… пошатываясь , снимал халат. Старшая акушерка сказала мне: «Вот вам и слава, доктор , поздравляю».
«Итак, я остался один . Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло», « Вечера здесь необыкновенно длинны ...»,
« Мечтал об уездном городе — он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось убежать с моего пункта туда. Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае не так страшно . Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие » «Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай…»
«Я почувствовал, что от усталости даже устыдиться не могу , только глаза отвел в сторону. Попрощался и ушел к себе. Крупный снег шел, все застилало. Фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен . И я, когда шел, хотел одного — спать ».
О
П
Е
Р
А
Ц
И
Я
От одиночества и страха к уверенности и работы для других, к бесстрашному и самоотверженному исполнению долга.
Какие мысли и чувства испытывает главный герой в начале произведения и в финале?
«Кто-то другой»
- Кто еще присутствует в рассказе, помимо всех зримых героев?
- « другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил ». Что и зачем говорит этот другой ? В какие моменты это происходило?
- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности?
- Он единственный здесь врач и должен уметь многое, помогать людям.
- Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку.
текст
Тема. Идея. Проблематика.
Тема: Ответственности за свою работу, деятельность.
Идея: Победа над собой во имя другого человека.
Проблемы:
- профессиональна честь
- сопереживание ближним / сострадания, милосердия
- ответственность за свои решения
- жизнь и здоровье человека
- слаженная работа коллег
- «темнота» крестьянства
- почти безграничность человеческих возможностей
- и др.
Домашнее задание
Читать: М.А.Шолохов
- «В горле было что-то клокочущее, белое, рваное. Девочка вдруг выдохнула и плюнула мне в лицо, но я почему-то не испугался за глаза , занятый своей мыслью.
— Вот что, — сказал я, удивляясь собственному спокойствию , — дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного — операции.
И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог . «А если они согласятся?» — мелькнула у меня мысль».
- «— Не согласна! — резко сказала мать.
— Нет нашего согласия! — добавила бабка.
— Ну, как хотите, — глухо добавил я и подумал: «Ну, вот и все! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасен». И только что подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил: — Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»
- « Внутри себя я думал так : «Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку». А говорил иное:
— Ну, скорей, скорей соглашайтесь ! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют».
- «Их увели через полутемный коридор. Я слышал плач женщин и свист девочки. Фельдшер тотчас же вернулся и сказал:
— Соглашаются!
Внутри у меня все окаменело, но выговорил я ясно : — Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!»
вопросы