Урок 18. Природа планет земной группы Цели урока
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен- тацией результатов своей работы; принимать учас- тие в общем обсуждении результатов выполнения работы.
Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных кри- териев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы.
Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхно- стей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на плане- тах земной группы; описывать характеристики каж- дой из планет земной группы.
Основной материал
Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенно-
сти рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутни- ков. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.
Методические акценты урока. Введением в урок является обсуждение результатов выполнения пра- ктической работы. Акцент при этом должен быть сделан на параметрах сходства планет земной груп- пы. Обсуждаются критерии объединения планет земной группы, сходство химического состава пла- нет земной группы, этапы исследования планет зем- ной группы.
Далее перед учащимися ставится задача опреде- лить специфические особенности каждой из планет земной группы, используя выделенные ранее (см. урок 16) критерии для анализа планет. Учащиеся де- лятся на три группы и выполняют следующие зада- ния.
Группа 1. Охарактеризуйте Меркурий — наибо- лее близкую к Солнцу планету земной группы, ис- пользуя представленный план.
Группа 2. Охарактеризуйте Венеру — «утрен- нюю» и «вечернюю» звезду земного неба.
Группа 3. Охарактеризуйте Марс — первую пла- нету, на которую планируется пилотируемый полет. После окончания учащимися самостоятельной работы организуется беседа, направленная на выяв- ление отличительных особенностей каждой из пла- нет земной группы. При этом учитель направляет презентации учащимися результатов работы в русло сравнения характеристик каждой из планет с Зем- лей, позволяя раскрывать уникальность каждой планеты земной группы (необходимо учесть, что об- суждение особенностей атмосферы Марса и Венеры наиболее актуально для следующего урока). Следует обратить внимание на интересные особенности пла-
нет.
При обсуждении характеристик Меркурия.
Атмосфера Меркурия существует, но, в отли- чие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается.
Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 и 180 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца.
Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.
По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдаю- щихся деятелей гуманитарных наук и искусства. Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.
При обсуждении характеристик Венеры.
Атмосфера Венеры, первоначально сходная по химическому составу с атмосферами Земли и Марса, формировалась в условиях незначительного количе- ства воды и в большей близости к Солнцу. Следстви- ем своеобразия атмосферы выступает явление «су- меречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняет- ся преломлением солнечного света в атмосфере пла- неты.
Направление вращения планеты противопо- ложно вращениям всех планет земной группы и зна- чительно медленнее, что обусловливает незначи- тельное магнитное поле.
Сравнительно недавно решена загадка периода обращения Венеры — радиолокационные наблюде- ния показывали 243-суточный период, снимки кос- мических аппаратов в ультрафиолетовых лучах — 4-суточный период. Наблюдения с аэростатов, запу- щенных с АМС «Вега-1», «Вега-2» показали наличие широтных ветров в верхних слоях атмосферы с 4-су- точным периодом.
При обсуждении характеристик Марса.
Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день бо- лее 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в пря- мом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день.
Вследствие выраженной эллиптической орби- ты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально при- ближена к Земле.
Эксперименты, проводившиеся на планете биоло- гическими лабораториями по поиску следов органи- ческих соединений, с одной стороны, дали отрица- тельный результат. С другой стороны, полученные результаты были неожиданными, так как реакции, протекающие на Земле около полумесяца, в лабора- торных условиях на Марсе завершались за двое су- ток, что, вероятно, связано с наличием в составе марсианского грунта сильно окисленных веществ.
При сравнении Земли и других планет земной группы важно акцентировать внимание учащихся на следующем:
углы наклона осей к плоскостям орбит у Земли и Марса обеспечивают смену времен года;
ни одна из планет земной группы не имеет спутников планетоидного типа (спутники Марса от- носятся к астероидным телам);
несмотря на наличие слабых магнитных полей планет земной группы, только у Земли магнитное поле достаточно для возникновения радиационных поясов;
азотно-кислородная атмосфера Земли резко от- личается от углекислой атмосферы Венеры и Марса. Последний аспект завершает урок и является предпосылкой для следующего занятия — урока- дискуссии «Парниковый эффект: польза или
вред?».
Домашнее задание. § 18; подготовка сообщений к уроку-дискуссии по проблеме парникового эффекта; практическое задание.
Самой высокой горой на планете Земля считается Эверест. Ее высота достигает 8848 м. На других пла- нетах Солнечной системы есть свои уникальные гор- ные образования. Так, на Меркурии высота гор до- стигает 3 км, а на Венере 11 км. Но самые высокие во всей Солнечной системе горы на Марсе: Павонис (Павлин) — 14 км, Аскреус — 18 км, Арсия — 19 км и, наконец, Олимп — 21,2 км. Сила тяжести, плот-
ность и состав горных пород являются ведущими факторами в образовании гор и их высот на любой планете.
Оцените предельную высоту гор, учитывая, что форму горы можно принять конусообразной, плот- ность материала горы равной плотности планеты, а предельное давление, которое может выдержать горная порода, соответствует пределу прочности. (Примечание: при оценке высоты считать, что уско- рение свободного падения остается для космическо- го тела постоянным и равным ускорению свободного падения на поверхности планеты.)
Используя данные, приведенные в таблице, проведите теоретические расчеты предельной высо- ты гор на Земле и Марсе и сравните их с практиче- скими значениями.
Плане- та | Предел проч- ности, Па | Плотность, кг/м | Масса, кг | Радиус, км |
Земля | 108 | 2700 | 6•1024 | 6400 |
Марс | 108 | 2700 | 0,65•1024 | 3400 |
Комментарии для учителя к решению задания: пусть предельное давление, которое выдерживает горная порода, составляет р. Ему соответствует вели- чина предела прочности. Если гора имеет форму ко-
нуса высотой Н с основанием площадью S, а ее плот-
ность , можно записать:
p = F = mg . Масса горы
S S
конусообразной формы может быть определена как
m = V = 1 HS. Выразим высоту горы:
3
H 3 p .
g
Используем закон всемирного тяготения для опреде- ления ускорения свободного падения на поверх-
ности планеты: H
3 pR2 . При расчете предельной
GM
высоты гор на Земле H 11 372 м, для Марса
H 29 626 м. Оба значения сопоставимы с практиче-
скими данными планет (соответственно 8848 м и 21 200 м).
Темы проектов
Сравнительная характеристика рельефа пла- нет земной группы.
Научные поиски органической жизни на Мар-
се.
Органическая жизнь на планетах земной груп-
пы в произведениях писателей-фантастов.
Атмосферное давление на планетах земной группы.
Современные исследования планет земной группы АМС.
Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике
Радиус Марса составляет 0,53 земных радиуса, а масса — около 0,11 массы Земли. Определите уско- рение свободного падения на Марсе, зная ускорение свободного падения на поверхности Земли.
Средняя плотность Венеры 5200 кг/м3. Каково ускорение свободного падения на поверхности Вене- ры, если ее радиус превышает радиус Земли на чуть более чем 100 км?
Определите массу Меркурия, если средний ра- диус планеты составляет 2420 км, а ускорение сво- бодного падения на поверхности планеты 3,72 м/с2.
Интернет-ресурсы
http://www.astrogalaxy.ru/index.html — Проект
«Астрогалактика».
http://galaxy-science.ru/stati.html — Космиче- ский портал.
http://www.cosmos-journal.ru — Космос-журнал.
1