СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 1

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 1»

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч) Урок 1. Что изучает астрономия Цели урока

Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи- ческим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие

«предмет астрономии»; доказывать самостоятель- ность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникнове- ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро- вать примерами практическую направленность ас- трономии; воспроизводить сведения по истории раз- вития астрономии, ее связях с другими науками.

Основной материал

Астрономия как наука. История становления ас- трономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаи- мовлияние астрономии и других наук.

Методические акценты урока. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальней- шем становлении учебной мотивации. По этой при- чине важно выбрать активные формы взаимодейст- вия с учащимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформули- ровав, таким образом, определение предмета астро- номии. Далее, продолжая беседу, важно подвести

учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практи- ческими потребностями. Их можно разделить на не- сколько групп:

  • сельскохозяйственные потребности (потреб- ность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. На- пример, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солн- ца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — пред- вестника разлива Нила);

  • потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых пу- тей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую гре- ки так и называли — Финикийская звезда);

  • эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных яв- лений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззре- нию древних цивилизаций. Мифологическое миро- воззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на тео- ретических доводах и рассуждениях, а на художест- венно-эмоциональном переживании мира, общест- венных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

Выявление последней из указанных потребностей

логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии — от первых «следов» доисто- рической астрономии через наблюдательную астро- номию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной ме- ханике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности чело- века в сохранении уникальности окружающего ми- ра. Итогом обсуждения этапов в развитии астроно-

мии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной. Данное задание можно дать учащимся в качестве са- мостоятельной работы. Обсуждение результатов са- мостоятельной работы завершается обсуждением масштабов Вселенной. Задание 1 учебника может быть выполнено в микрогруппах.

При раскрытии связи астрономии с другими нау- ками важно проанализировать взаимопроникнове- ние и взаимовлияние научных областей:

    • математика (использование приемов прибли- женных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, вы- раженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);

    • физика (движение в гравитационном и магнит- ном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образую- щей космические объекты);

    • химия (открытие новых химических элемен- тов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существо- вание сложных органических соединений метилаце- тилена и формамида и т. д.);

    • биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического простран- ства веществом и излучением);

    • география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной по- верхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);

    • литература (древние мифы и легенды как лите- ратурные произведения; научно-фантастическая ли- тература).

Домашнее задание. § 1. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астроно- мии как науки и уникальность ее предмета.

Темы проектов
  1. Древнейшие культовые обсерватории доисто- рической астрономии.

  2. Прогресс наблюдательной и измерительной ас- трономии на основе геометрии и сферической триго- нометрии в эпоху эллинизма.

  3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

  4. Связь астрономии и химии (физики, биоло- гии).

Интернет-ресурсы

http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshta- bov_Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения раз- меров различных объектов.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!