СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит учащихся с двоемирием в произведении "Мастер и Маргарита"

Просмотр содержимого презентации
«Михаил Булгаков Мастер и Маргарита»

Двоемирие в романе «Мастер и Маргарита»: свет и тьма. М. А. Булгаков 900igr.net

Двоемирие в романе «Мастер и Маргарита»: свет и тьма.

М. А. Булгаков

900igr.net

… так кто ж ты, наконец?  - Я – часть твоей силы,  что вечно хочет зла и  вечно совершает благо  Гёте. Фауст
  • … так кто ж ты, наконец?
  • - Я – часть твоей силы,
  • что вечно хочет зла и
  • вечно совершает благо
  • Гёте. Фауст
Содержание Краткая биография М. А. Булгакова. История создания. Темные силы: Коровьев – Фагот; Азазелло; Бегемот; Воланд. Коровьев – Фагот; Азазелло; Бегемот; Воланд. 4. Светлые силы:  - Иешуа Га-Ноцри;  - другие герои герои. 5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд. 6. Список литературы. 7. Тест. 8. Аннотации рекомендуемой литературы. 9. Буклет.

Содержание

  • Краткая биография М. А. Булгакова.
  • История создания.
  • Темные силы:
  • Коровьев – Фагот; Азазелло; Бегемот; Воланд.
  • Коровьев – Фагот;
  • Азазелло;
  • Бегемот;
  • Воланд.

4. Светлые силы:

- Иешуа Га-Ноцри;

- другие герои герои.

5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.

6. Список литературы.

7. Тест.

8. Аннотации рекомендуемой литературы.

9. Буклет.

Биография

Биография

  • 15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье преподавателя Киевской Духовной Академии.
  • 1907 - семья Булгаковых переезжает на Андреевский спуск, 13 (в будущем - место действия в романе "Белая гвардия", в пьесе "Дни Турбиных").
  • 1909 - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет.
  • 1913 - Женитьба Булгакова на Татьяне Николаевне Лаппа.
  • 1916 - Булгаков оканчивает университет и начинает работать врачом - сначала в прифронтовых госпиталях, затем в Никольской земской больнице Смоленской губернии ("Записки юного врача").
  • 1917 - Начало работы над циклом "Записки юного врача".
  • 1918 - Возвращение в Киев. Частная врачебная практика.
  • 1919 - Приезд во Владикавказ. Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой.
1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в квартире 50 дома 10 по Садовой (
  • 1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в квартире 50 дома 10 по Садовой ("нехорошая квартира" - Мастер и Маргарита).
  • 1923 - Работа над романом "Белая гвардия". Повесть "Дьяволиада".
  • 1924 - Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. Повесть "Роковые яйца". Публикация отрывков из "Белой гвардии".
  • 1925 - Работа над повестью "Собачье сердце" и над пьесами "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
  • 1926 - Премьеры "Дней Турбиных" (МХАТ) и "Зойкиной квартиры" (Театр им. Вахтангова). Обыск и конфискация рукописи "Собачьего сердца".
  • 1928 - Работа над пьесой "Бег". Запрет пьес "Бег", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
  • 1929 - Начало работы над "Театральным романом" и над пьесой "Кабала святош" ("Мольер"). Спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара МХАТ.
  • 1930 - Работы над инсценировкой "Мертвых душ" во МХАТе. Встреча с Е. С. Шиловской - будущей третьей женой Булгакова, главного прототипа Маргариты из романа "Мастер и Маргарита". Разговор по телефону со Сталиным.
1932 - Возобновление спектакля
  • 1932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе. Развод с Л. Е. Белозерской и брак с Е. С. Шиловской - Булгаковой. Работа над романом "Мастер и Маргарита".
  • 1935 - Завершение работы над пьесой "Александр Пушкин".
  • 1936 - Премьера и снятие после 7 представлений спектакля "Мольер" во МХАТе. Уход из МХАТа и начало работы Булгакова либреттистом в Большом театре.
  • 1938 - Завершение рукописи романа "Мастер и Маргарита" и инсценировки "Дон Кихота".
  • 1939 - Пьеса "Батум" и чтение полного текста "Мастер и Маргарита" друзьям.
  • 1940 - Диктовка последних поправок к тексту "Мастера и Маргариты".
  • 10 марта 1940 - Михаил Афанасьевич Булгаков умирает от нефросклероза. После кремации тела урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
История создания

История создания

  • Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был напечатан только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.
  • Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.  Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.
  • Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.
  • Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.
Коровьев-Фагот

Коровьев-Фагот

  • Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.
Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
  • Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
Азазелло

Азазелло

  • Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.
В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
  • В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Бегемот

Бегемот

  • У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
  • В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Гелла

Гелла

  • Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
Воланд

Воланд

  • Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.
Воланд - тайна и загадка   Сводки с описанием его давали противоречивые данные. А весь его портрет четко разделен на две половины: «…с левой стороны  у него были платиновые коронки,  а справой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый,  у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону.

Воланд - тайна и загадка

  • Сводки с описанием его давали
  • противоречивые данные. А весь его
  • портрет четко разделен на две
  • половины: «…с левой стороны  у
  • него были платиновые коронки,  а
  • справой – золотые», «брови черные,
  • одна выше другой», разные глаза:
  • «левый, зеленый,  у него
  • совершенно безумен, а правый –
  • пуст, черен и мертв», берет
  • заломлен на одну сторону.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри

  • Иешуа в романе «Мастер
  • и Маргарита» — это
  • прежде всего человек,
  • который находит
  • нравственную,
  • психологическую опору
  • в себе самом и в своей
  • истине, которой он
  • остался верен до конца .
Ему не чуждо все человеческое, в том числе он испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, ему
  • Ему не чуждо все человеческое, в том числе он испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, ему

свойственны робость, застенчивость.

И. Н. Крамской «Хохот»

И. Н. Крамской «Хохот»

Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.

Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.

  • За внешним противостоянием Воланда Иешуа ясно ощущается загадка, недоговоренность, нечто внутренне близкое той божественной силе, которой он на поверхности антагонистичен. Воланд в романе — и традиционный дьявол-искуситель, и в то же время символ возмездия, справедливости.
Список используемой литературы.

Список используемой литературы.

  • Символика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарит». // Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина. – М., 1994.
  • Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — Локид, Миф; 2000. ISBN 5-320-00385-4.
  • Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
  • Георгий МЕЛИКЯНЦ «Страсти по „Мастеру“ К истории публикации романа Михаила Булгакова»
Аннотации рекомендуемой литературы.

Аннотации рекомендуемой литературы.

  • Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983. Популярный очерк жизни и творчества писателя. Содержит анализ основных произведений.
  • Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
  • Книга выходит за рамки, обозначенные в заголовке. Прослежена творческая история ряда пьес М. Булгакова. Проанализирован текст его инсценировки «Мертвых душ». Достаточно подробно рассмотрен «Театральный роман».
  • Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структу­рой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 28—82. Интересная, хотя и небесспорная, работа о системе об­разов и их прототипах в книге М. Булгакова. Впервые опубликована в журнале «Даугава» (1988. № 11—12;1989. № 1).
  • Агеносов В. В. «Трижды романтический мастер»: Про­за Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литера­тура народов России XIX — XX веков. М., 1995. Наряду с другими произведениями писателя анализи­руется главная книга М. Булгакова.