СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлёвы". Образ Иудушки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина. Образ Иудушки.

Просмотр содержимого документа
«М. Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлёвы". Образ Иудушки.»

«Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлёва)

«Истинный кровопивец»

(Образ Иудушки Головлёва)

Цели : проследить, как Салтыков-Щедрин показывает процесс омертвения душ крепостников-помещиков, как формируется психика лицемера-стяжателя Иудушки Головлёва; выяснить, какую роль в судьбе головлёвского семейства играет Иудушка; в чём смысл финала щедринского романа.

Цели : проследить, как Салтыков-Щедрин показывает процесс омертвения душ крепостников-помещиков, как формируется психика лицемера-стяжателя Иудушки Головлёва; выяснить, какую роль в судьбе головлёвского семейства играет Иудушка; в чём смысл финала щедринского романа.

 I. Беседа п о вопроса м: 1. С какой целью Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники? 2. Покажите роль композиции произведения и её значение в раскрытии идейного содержания. 3. Какие важные исторические события вторгаются в жизнь Головлёвых, какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого члена семьи? 4. В чём смысл жизни Арины Петровны?

I. Беседа п о вопроса м:

1. С какой целью Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники?

2. Покажите роль композиции произведения и её значение в раскрытии идейного содержания.

3. Какие важные исторические события вторгаются в жизнь Головлёвых, какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого члена семьи?

4. В чём смысл жизни Арины Петровны?

М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, как происходит постепенное разложение и вымирание помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной хроники. Автор превращает семейную хронику Головлёвых в социально-психологический роман.

М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, как происходит постепенное разложение и вымирание помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной хроники. Автор превращает семейную хронику Головлёвых в социально-психологический роман.

Композиция  романа подчиняется замыслу автора – показать гибель помещиков-крепостников. Каждая глава заканчивается смертью одного из головлёвского рода. Постепенно вся власть и богатство оказываются в руках ловкого, жестокого и расчётливого Иудушки. Процесс капитализации России ускоряет распад «дворянского гнезда» Головлёвых.

Композиция романа подчиняется замыслу автора – показать гибель помещиков-крепостников. Каждая глава заканчивается смертью одного из головлёвского рода. Постепенно вся власть и богатство оказываются в руках ловкого, жестокого и расчётливого Иудушки. Процесс капитализации России ускоряет распад «дворянского гнезда» Головлёвых.

II. Работа над образом Иудушки Головлева. Вопросы : 1. Кто из сыновей Арины Петровны и чем именно походит на свою мать? 2. Какие чувства возникают у хозяйки имения к Порфирию? Что настораживает Арину Петровну в сыне? 3. Опираясь на текст произведения, объясните, почему Порфирий получил прозвище Иудушки?

II. Работа над образом Иудушки Головлева.

Вопросы :

1. Кто из сыновей Арины Петровны и чем именно походит на свою мать?

2. Какие чувства возникают у хозяйки имения к Порфирию? Что настораживает Арину Петровну в сыне?

3. Опираясь на текст произведения, объясните, почему Порфирий получил прозвище Иудушки?

4. Каково отношение Арины Петровны к другим детям? Почему она боится возвращения Степана в Головлёво? Чем Павел не похож на своих братьев? 5. Расскажите о формировании характера Иудушки. Как он выражает родственные чувства? Назовите основные черты характера героя. 6. Где служил Порфирий Головлёв?

4. Каково отношение Арины Петровны к другим детям? Почему она боится возвращения Степана в Головлёво? Чем Павел не похож на своих братьев?

5. Расскажите о формировании характера Иудушки. Как он выражает родственные чувства? Назовите основные черты характера героя.

6. Где служил Порфирий Головлёв?

Денежные отношения — главная , самая прочная нить , которая связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия . Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, “постылый Степка-балбес”, спился и умер. Другой сын — Павел — со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг.        Младший сын, Порфирий , пожалуй, самая “выдающаяся” фигура в этом семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество . Порфирий с детских лет умел опутать “доброго друга маменьку” паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища “Иудушка” и “кровопийца”. Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка. 

Денежные отношения — главная , самая прочная нить , которая связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия . Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, “постылый Степка-балбес”, спился и умер. Другой сын — Павел — со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг.       Младший сын, Порфирий , пожалуй, самая “выдающаяся” фигура в этом семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество . Порфирий с детских лет умел опутать “доброго друга маменьку” паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища “Иудушка” и “кровопийца”. Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка. 

Около 30 лет он прослужил чиновником в одном из департаментов столицы. Он постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их «слабые струнки» в своих корыстных целях. 7. Какая особая сила, заключённая в Иудушке, служит источником гибели окружающих? Почему же он оказывается «самым живучим»? 8. Последняя глава романа. Какая сила вдруг заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет случившееся с героем превращение? Как кончает жизнь Иудушка Головлёв?

Около 30 лет он прослужил чиновником в одном из департаментов столицы. Он постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их «слабые струнки» в своих корыстных целях.

7. Какая особая сила, заключённая в Иудушке, служит источником гибели окружающих? Почему же он оказывается «самым живучим»?

8. Последняя глава романа. Какая сила вдруг заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет случившееся с героем превращение? Как кончает жизнь Иудушка Головлёв?

9. В чем смысл финала романа? 10. Какие художественные приёмы раскрытия образа героя использует автор? Авторская характеристика, главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях, предсмертное просветление и смерть.

9. В чем смысл финала романа?

10. Какие художественные приёмы раскрытия образа героя использует автор?

Авторская характеристика, главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях, предсмертное просветление и смерть.

М. Е. Салтыков-Щедрин прослеживает формирование характера Иудушки . Жадность и изворотливость проявились уже в детстве. Умение наушничать, лебезить и заискивать с «милым другом маменькой» позволили Порфирию Головлёву прибрать к рукам капиталы матери. Иудушка – «просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он сутяга, лгун и пустослов…» (Салтыков-Щедрин).

М. Е. Салтыков-Щедрин прослеживает формирование характера Иудушки . Жадность и изворотливость проявились уже в детстве. Умение наушничать, лебезить и заискивать с «милым другом маменькой» позволили Порфирию Головлёву прибрать к рукам капиталы матери. Иудушка – «просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной

истины, кроме той, которая значится в

азбучных прописях. Он сутяга, лгун и

пустослов…»

(Салтыков-Щедрин).

Вот одна из портретных зарисовок Иудушки Головлёва: «…глаза… источают чарующий яд… голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека» . Как портрет, так и речь Иудушки – важнейшие средства сатирического заострения образа.

Вот одна из портретных зарисовок Иудушки Головлёва: «…глаза… источают чарующий яд… голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека» . Как портрет, так и речь Иудушки – важнейшие средства сатирического заострения образа.

Образ Иудушки – лицемера-стяжателя, предателя и пустослова – крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. Этот образ огромной обобщающей силы. Автор заставляет читателей ненавидеть, «презирать своего героя и одновременно не забывать, что зло в человеке не бывает безнаказанным. Самое страшное – запоздалое пробуждение совести, когда уже ничего нельзя исправить».

Образ Иудушки – лицемера-стяжателя, предателя и пустослова – крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. Этот образ огромной обобщающей силы. Автор заставляет читателей ненавидеть, «презирать своего героя и одновременно не забывать, что зло в человеке не бывает безнаказанным. Самое страшное – запоздалое пробуждение совести, когда уже ничего нельзя исправить».

Домашнее задание. 1. Чтение сказок «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Что высмеивает в них сатирик? 2. Объяснить значение слов: фантастика, гротеск, сатира, пародия, ирония, «эзопов язык», сарказм, литота.

Домашнее задание.

1. Чтение сказок «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Что высмеивает в них сатирик?

2. Объяснить значение слов: фантастика, гротеск, сатира, пародия, ирония, «эзопов язык», сарказм, литота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!