Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин
Цели : рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия ; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать своё отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлёвщины – символа распада дворянства.
Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет…
М. Е. Салтыков-Щедрин
Творческая история романа «Господа Головлёвы».
Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». («Благонамеренные» – благонадежные; существенный признак благонамеренности – ненависть к людям независимого образа мыслей, «нигилистам». )
Поощрённый хорошими отзывами Некрасова о главе «Семейный суд», писатель-сатирик продолжил написание головлёвской хроники.
Роман «Господа Головлевы» (1880 г.), по мнению критиков, – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина.
Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», её физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлёвы... В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлёвых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведёт суровый и справедливый «расчет».
Действующие лица:
- Арина Петровна Головлёва — женщина лет шестидесяти (в начале романа), помещица, единовластно управляющая большим имением. Имеет мужа — человека «легкомысленного и пьяненького» — и четверых детей.
- Владимир Михайлович Головлёв — муж Арины Петровны. Называет жену «ведьмой» и «чёртом». Живёт праздно, занимается сочинением «вольных стихов».
- Степан Владимирович Головлёв (он же Стёпка-балбес) — старший сын Арины Петровны. Окончил университет; работал в канцеляриях и департаментах, однако на чиновничьей стезе не преуспел. Арина Петровна приобрела для него дом в Москве, который Степан быстро прокутил. Оставшись в возрасте «около сорока лет» без денег, решил вернуться в Головлёво.
- Анна Владимировна Головлёва (Уланова ) — дочь Арины Петровны. Сбежала с гусаром , обвенчалась с ним без родительского благословения. Через два года корнет пропал. После смерти Анны Владимировны остались девочки-близнецы Аннинька и Любинька. Малюток Арина Петровна забрала к себе, пристроив во флигеле.
- Порфирий Владимирович Головлёв (он же Иудушка) — сын Арины Петровны. С детства отличался стремлением приласкаться к матери, выразить ей свою преданность. Женат (в начале романа), имеет сыновей Владимира и Петра.
- Павел Владимирович Головлёв — сын Арины Петровны. Холост. Молчалив, апатичен . Склонен к выпивке.
- Аннинька и Любинька — дочери Анны Владимировны. После смерти матери воспитывались в доме Арины Петровны; повзрослев, стали актрисами.
- Евпраксеюшка — молодая экономка в головлёвской усадьбе, мать Володьки — третьего сына Иудушки.
Беседа по содержанию романа.
Вопросы :
1. Расскажите, как складывается судьба Головлёвых – Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц, сыновей Порфирия Головлёва.
Один за другим уходят из жизни представители головлёвского семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлёва Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племяннушка» Любинька. Иудушка остаётся один и словно захлёбывается в своём привычном пустословии.
Нет больше собеседника, которого можно было бы непрерывно опутывать липкой словесной паутиной. Иудушка замолкает и предаётся безудержным фантазиям. Автор называет это состояние героя «запоем праздномыслия». «Даже наедине с самим собой в призрачном, фантастическом мире, – пишет Е.А. Покусаев, – Иудушка играет всё ту же роль, что и прежде, в действительной жизни, роль помещика-стяжателя. Он и здесь опутывает всё и вся сетью кляуз, притеснений и обид, разоряет людей, обездоливает, мучает их».
2. Какие названия писатель дал главам в романе?
Каждая из глав романа имеет ёмкое говорящее заглавие . Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи , семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намёк на неизбежный их распад : остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.
3. Какая же злая сила погубила господ Головлёвых? Или другими словами: в чём причина постепенного распада и вырождения головлёвского семейства?
Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. Для кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!»
Причины головлёвского вымирания: тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко вкоренившееся в натуру Головлёвых – пустословие, страстное стремление к наживе.
Их губит прежде всего «праздность», непригодность к какому бы то ни было делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Человек, лишённый потребности трудиться, обречён на неизбежное выморочное существование.
В подтверждение этих мыслей можно привести взволнованные лирические строки из главы «Племяннушка».
Значит, Головлёвы погибают, потому что подточены «привычкою лёгкого существования». Мерило жизни для них – имение, наследство, капитал. Сама жизнь их – привычная заведённая комедия, представление, где каждый играет свою роль. В главе «По-родственному» словесная канитель Иудушки даже Арине Петровне вдруг представляется комедией, к которой она с малолетства привыкла и где она всегда участвовала. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлёвых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение «приличий».
4. С какой целью в заключение автор вводит обширные сцены, посвящённые жизни провинциального театра и трудному существованию провинциальных актрис?
Рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город Самоваров, из Самоварова – в Кречетов. «Непрерывный шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой публики, циничные и наглые притязания театральных поклонников, хмельное блаженство» – всё это как будто врывается в повествование, никоим образом не напоминая о мертвенной тиши головлёвской жизни. Но и здесь лицемерие, вероломство, («бесконечный подлый угар») , только ещё более зримые, агрессивные, жестокие.
5. А как вы понимаете значение слова «господа», которое звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову?
Господин – хозяин положения.
Толковый словарь В.И. Даля даёт следующее толкование: «Господин» – это и форма вежливого обращения, это и человек, принадлежащий к привилегированному классу, но прежде всего, это владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные». Господин – это владыка, хозяин положения.
6. Кого из героев романа можно отнести к господам?
Формально к господам относятся все члены многочисленной головлёвской семьи . Но по существу, уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни, – это Арина Петровна и двое её сыновей - Порфирий и Павел. Но горестный вопль головлёвской барыни: «И для кого я припасала!» – заставляет нас понимать, что в своих сыновьях она не видит достойных продолжателей её господского дела (а дело – это прежде всего «округление головлёвского имения».
Остальные же, включая мужа-шута, безалаберного, ничтожного бездельника, и озорника Владимира Михайлыча , старшего сына Степана, дочь Аннушку , бежавшую из Головлёва с корнетом Улановым, – всё это не господа в строгом смысле слова. В отношении к ним это понятие может быть применено неполно, с существенными оговорками, порой и иронически, насмешливо или жалостливо. Таким образом, многие из Головлёвых не настоящие господа.
7. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлёвы»?
Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения.
Заглавие романа воспринимается уже не буквально: это господа, которые постепенно, один за другим, перестают быть хозяевами положения.
Важное место в «Господах Головлёвых» отведено пейзажу. Рисуя головлёвскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз обращает внимание на картины природы.
8. Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?
Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передаёт ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.
5. Найдите и зачитайте описание природы. Какие тона в изображении природы преобладают?
6. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»?
7. Как помогает описание природы понять идею произведения?
В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлёво: «Время стоит ещё раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоён запахами ели, грибов и ягод, дорога идёт зигзагами по низменности, в которой кишат бесчисленные стада птиц». Но Степан Владимирыч ничего не замечает; «всё легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идёт, словно на страшный суд».
Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка ещё более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обречённый на скорую смерть «Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский посёлок, утонувший в грязи».
Писатель на примере вырождения семьи Головлёвых показывает закономерности гибели эксплуататорского класса. Раскрытию идейного содержания помогает композиция романа . («Семейный суд» – умирает Степан, «По-родственному» – умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, «Расчёт» – умирает Иудушка Головлёв, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлёвых – Аннинька.)
Дворянские усадьбы-«гнезда» овеяны у Тургенева высокой, благоуханной поэзией . Писатель выразительно, пластично, увлекательно изображал родную русскую природу. Некрасов изображал природу и в весёлых и в грустных тонах. Это зависело от того, как смотрел поэт: или с народной точки зрения, или с позиции горячего заступника, страдальца за народное горе. У Салтыкова-Щедрина за картинами мрачной, суровой погоды угадывается образ тяжёлой доли русской деревни и бедственного положения народа.
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы :
1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.
2. Дочитать роман до конца.
3. Работа по группам.
Примерные темы :
1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.
2) Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлёва? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?