СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".

Просмотр содержимого документа
«М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".»

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «История одного города»

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города»

Цели : дать общую характеристику произведения, определить его жанр , проблематику ; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.

Цели : дать общую характеристику произведения, определить его жанр , проблематику ; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.

Вопросы : 1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках». 2. Каким человеком представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин?

Вопросы :

1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».

2. Каким человеком представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин?

Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик. 3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».

Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик.

3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»?

Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».

4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык» ? Гротеск  – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении ; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни)  – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.

4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык» ?

Гротеск  – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении ; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни)  – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.

Беседа по содержанию романа «История одного города» (1869–1870). 1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? Город Глупов. 2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении? 3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

Беседа по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

1. Когда и где происходят события «Истории одного города»?

Город Глупов.

2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?

3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога. 5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников? 6. Глава «Органчик». Что подчёркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры.

Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.

5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

6. Глава «Органчик». Что подчёркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление? 8. Прокомментируйте финал «Истории одного города». 9. Определите жанр произведения. Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».

9. Определите жанр произведения.

Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.

«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и её гневно-очистительный итог сатирически многозначны.

Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и её гневно-очистительный итог сатирически многозначны.

Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. « Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.

Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее.

« Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.

«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. И. С. Тургенев:  «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества».

«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века.

И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества».

Домашнее задание. 1. Чтение романа «Господа Головлёвы». Гл 1–3. 2. Рассказать, как складывается судьба Головлёвых: Арины Петровны, её мужа, сыновей, дочери, племянниц. 3. Найти и зачитать описание природы. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»? Как помогает понять идею произведения?

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Господа Головлёвы». Гл 1–3.

2. Рассказать, как складывается судьба Головлёвых: Арины Петровны, её мужа, сыновей, дочери, племянниц.

3. Найти и зачитать описание природы. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»? Как помогает понять идею произведения?