М. Е. Салтыков-Щедрин.
«История одного города»
Цели : дать общую характеристику произведения, определить его жанр , проблематику ; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.
Вопросы :
1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?
Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».
2. Каким человеком представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин?
Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик.
3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»?
Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».
4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык» ?
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении ; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.
Беседа по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
1. Когда и где происходят события «Истории одного города»?
Город Глупов.
2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?
3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры.
Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.
5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
6. Глава «Органчик». Что подчёркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».
9. Определите жанр произведения.
Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.
«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.
Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и её гневно-очистительный итог сатирически многозначны.
Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее.
« Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.
«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века.
И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества».
Домашнее задание.
1. Чтение романа «Господа Головлёвы». Гл 1–3.
2. Рассказать, как складывается судьба Головлёвых: Арины Петровны, её мужа, сыновей, дочери, племянниц.
3. Найти и зачитать описание природы. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»? Как помогает понять идею произведения?