СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е.Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«М.Е.Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – русский писатель XIX века, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», государственный чиновник. Михаил Салтыков известен как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста». Поскольку Михаил Евграфович совмещал литературную деятельность с государственной службой, ему пришлось взять псевдоним «Щедрин». Шестнадцать лет он работал редактором прогрессивного журнала «Отечественные записки».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – русский писатель XIX века, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», государственный чиновник.

  • Михаил Салтыков известен как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста». Поскольку Михаил Евграфович совмещал литературную деятельность с государственной службой, ему пришлось взять псевдоним «Щедрин». Шестнадцать лет он работал редактором прогрессивного журнала «Отечественные записки».
Детские годы Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в дворянской семье. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, прежде служивший чиновником Московского архива иностранной коллегии, в 1816 году вышел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать будущего писателя, Ольга Михайловна Забелина, дочь мелкопоместного московского дворянина, в пятнадцать лет вышла замуж за Салтыкова, который был старше её на четверть века, и всю жизнь занималась воспитанием детей. Кроме Михаила в семье было ещё пятеро детей – два мальчика и три девочки.

Детские годы

  • Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в дворянской семье. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, прежде служивший чиновником Московского архива иностранной коллегии, в 1816 году вышел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать будущего писателя, Ольга Михайловна Забелина, дочь мелкопоместного московского дворянина, в пятнадцать лет вышла замуж за Салтыкова, который был старше её на четверть века, и всю жизнь занималась воспитанием детей. Кроме Михаила в семье было ещё пятеро детей – два мальчика и три девочки.
Портрет Салтыкова-Щедрина в детстве

Портрет Салтыкова-Щедрина в детстве

Образование Основам грамоты Михаила научил крепостной художник Павел Соколов. Многие предметы ему помогла освоить старшая сестра Надежда, окончившая институт благородных девиц. Закон Божий и латынь он познал благодаря занятиям с приходским священником, имеющим приход в соседнем селе Заозерье. Иностранным языкам Михаила обучали гувернантки. С ранних лет он неплохо владел французским и немецким. Полученного начального образования было вполне достаточно, чтобы Салтыкова-младшего приняли сразу в третий класс Московского дворянского института, одной из самых престижных школ того времени. В этом закрытом учебном заведении учились такие известные литературные деятели как Василий Жуковский, Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов. Салтыков проявил прекрасные способности к наукам и отличался образцовым поведением, поэтому через два года обучения в 1838 году его рекомендовали в Императорский Царскосельский Лицей.

Образование

  • Основам грамоты Михаила научил крепостной художник Павел Соколов. Многие предметы ему помогла освоить старшая сестра Надежда, окончившая институт благородных девиц. Закон Божий и латынь он познал благодаря занятиям с приходским священником, имеющим приход в соседнем селе Заозерье. Иностранным языкам Михаила обучали гувернантки. С ранних лет он неплохо владел французским и немецким. Полученного начального образования было вполне достаточно, чтобы Салтыкова-младшего приняли сразу в третий класс Московского дворянского института, одной из самых престижных школ того времени. В этом закрытом учебном заведении учились такие известные литературные деятели как Василий Жуковский, Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов. Салтыков проявил прекрасные способности к наукам и отличался образцовым поведением, поэтому через два года обучения в 1838 году его рекомендовали в Императорский Царскосельский Лицей.
Вольнодумство В аттестате, полученном Салтыковым-Щедриным по окончании Лицея в 1844 году, были отмечены его успехи в учёбе, но из-за неидеального поведения ему было присвоено звание коллежского секретаря, а не титулярного советника как большинству выпускников. Он поступил на внештатную службу в военное ведомство и только через два года получил должность помощника секретаря.

Вольнодумство

В аттестате, полученном Салтыковым-Щедриным по окончании Лицея в 1844 году, были отмечены его успехи в учёбе, но из-за неидеального поведения ему было присвоено звание коллежского секретаря, а не титулярного советника как большинству выпускников. Он поступил на внештатную службу в военное ведомство и только через два года получил должность помощника секретаря.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

История создания произведения» М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.   Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

История создания произведения»

  • М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году. Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.
Жанр произведения В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.   Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

Жанр произведения

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией. Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

Смысл названия произведения Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

Смысл названия произведения

  • Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.
Тема , идея , проблематика М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.   Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.   Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.

Тема , идея , проблематика

  • М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки. Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику. Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.
Сюжет В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.   Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.   Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.   Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

Сюжет

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове. Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове. Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове. Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

Система образов Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.   Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.   Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

Система образов

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть. Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения. Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

Композиция Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.   Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.   В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

Композиция

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция. Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка. В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!