Тема урока: М.Е.Вайсман «Шмыгимышь».
Цели урока: познакомиться с произведением «Шмыгимышь», узнать о писательнице М.Вайсман.
Орг.момент
Приветствие учителя.
Постановка учебной задачи и её решение
- Ребята, сегодня у нас состоится встреча с писательницей М.Е.Вайсман.
- С ее произведениями мы познакомились в 3 классе.
- Помните их?
- Назовите некоторые из них («Лучший друг медуз» и «Приставочка моя любименькая»)
- Как зовут героев ее рассказов?
- Я знаю, некоторые из вас хотели бы, о чём–то спросить Марию Евгеньевну.
- Сегодня вам представится возможность узнать что-то новое об этой писательнице и познакомиться с её произведением.
Решение частных задач
- Откройте учебники на странице 86 и посмотрите, какие вопросы задавали ребята писательнице, и возможно, вы найдёте ответ и на свой вопрос.
- Прочитаем текст по ролям (М.Вайсман, Евдокия Васильевна, дети)
- Что нового вы узнали из текста?
- Про что и про кого рассказы этой писательницы? (о своих детях)
- Сразу ли Мария Вайсман стала писать рассказы?
- Откуда она брала мысли и вдохновение?
- Вам понравилась такая встреча?
- Нашли ли вы ответы на свои вопросы?
- Ребята, Мария Евгеньевна давала некоторые советы, какие из них вам показались полезными?
- Ребята, вы уже прочитали новый, недавно написанный рассказ М.Вайсман – «Шмыгимышь»?
- Как вы думаете, почему он так назван?
- Как думаете, о чём или о ком этот рассказ?
- Сейчас мы проверим ваши предположения.
- Прочитаем текст по цепочке.
-(после прочтения) О ком был этот рассказ?
- Подтвердились наши предположения?
- У какого другого известного тебе литературного героя была любимая игрушка, которую он всюду с собой таскал, мысленно с ней беседовал?
- А у вас есть такая игрушка? Вы разговариваете с ней – за нее и за себя?
- Как Филя объясняет сам, что он плохо вел себя в музее?
- Докажите строками из рассказа (Я просто хотел немного пошутить…)
- Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? - Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь?
- Подтвердите строками из учебника. (В музее Филя был увлечен скульптурами и играл с мышью как со своей любимой игрушкой. Дома, глядя на Шмыгимышь и мысленно разговаривая с ней, он думал о том, что это очень старая игрушка: она принадлежала сначала бабушке, потом маме и многое повидала в жизни. Филя понимает, что ни мама, ни бабушка не вели себя так плохо, как он, даже в детстве. Поэтому он представляет, что могла бы сказать ему мышь…)
- Важно ли, что это очень старая игрушка?
- По–разному ли Филя, Вера и мама ведут себя в музее?
- Вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя?
- Филе очень интересно в музее: он узнает скульптуры древнегреческих богов и героев, общается с ними, дает им советы от имени игрушечной мыши. Мальчик явно знаком с греческими мифами и прекрасно ориентируется в сюжетах, изображенных в античной скульптуре. Мама, которая с детства бывала в Пушкинском музее, много раз сюда также приносила свою любимую игрушку, чувствует себя здесь уютно и привычно. Музей для нее то место, где она погружается в свои мысли. А вот Вере, по ее собственным словам, в музее скучно: («…потому что Филя разговаривает все время с мышью. Ты, мама, разговариваешь сама с собой. А мне поговорить не с кем. И я уже сто раз видела все эти статуи в учебнике») Мир древнегреческих мифов ее не увлекает, ей нужно общение.
- А вы знаете, кто такой Гермес? Лаокоон?
- За что он так жестоко наказан? Все ли подвиги Геракла вам знакомы? Если пока не все, не расстраивайтесь! Возьмите в библиотеке книгу Н. Куна «Мифы…»
- Можно ли вести себя в музее так, как Филя?
- Можно ли брать в музей таких ребят, которым скучно?
- Что легче: научить Филю хорошо вести себя или заинтересовать таких ребят, как Вера?
- Таким ребятам, как Филя в музее действительно интересно, для них там сконцентрирована особая чудесная жизнь. Они могут нарушить какие – то правила поведения в музее, иногда им приходится напоминать, что в музее нельзя ничего трогать руками, но у них есть главное – огромный интерес и увлеченность.
- А вот таких ребят, как Вера, которым скучно в музее, трудно заинтересовать чем – то. Но их конечно же тоже надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что – то интересное, особенно если ему об этом расскажет человек увлеченный, знающий.
- Говорят, у искусства своя особенная правда.
- Что это значит?
- Что для себя вы поняли из произведения?
- Подведите итог.
Итог урока. Рефлексия
- А теперь подведем итоги нашего урока?
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что вам показалось самым интересным на уроке?