СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е.Вайсман «Шмыгимышь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

пнш

Просмотр содержимого документа
«М.Е.Вайсман «Шмыгимышь».»

Тема урока: М.Е.Вайсман «Шмыгимышь».

Цели урока: познакомиться с произведением «Шмыгимышь», узнать о писательнице М.Вайсман.

Орг.момент

Приветствие учителя.

Постановка учебной задачи и её решение

- Ребята, сегодня у нас состоится встреча с писательницей М.Е.Вайсман.

- С ее произведениями мы познакомились в 3 классе.

- Помните их?

- Назовите некоторые из них («Лучший друг медуз» и «Приставочка моя любименькая»)

- Как зовут героев ее рассказов?

- Я знаю, некоторые из вас хотели бы, о чём–то спросить Марию Евгеньевну.

- Сегодня вам представится возможность узнать что-то новое об этой писательнице и познакомиться с её произведением.

Решение частных задач

- Откройте учебники на странице 86 и посмотрите, какие вопросы задавали ребята писательнице, и возможно, вы найдёте ответ и на свой вопрос.

- Прочитаем текст по ролям (М.Вайсман, Евдокия Васильевна, дети)

- Что нового вы узнали из текста?

- Про что и про кого рассказы этой писательницы? (о своих детях)

- Сразу ли Мария Вайсман стала писать рассказы?

- Откуда она брала мысли и вдохновение?

- Вам понравилась такая встреча?

- Нашли ли вы ответы на свои вопросы?

- Ребята, Мария Евгеньевна давала некоторые советы, какие из них вам показались полезными?

- Ребята, вы уже прочитали новый, недавно написанный рассказ М.Вайсман – «Шмыгимышь»?

- Как вы думаете, почему он так назван?

- Как думаете, о чём или о ком этот рассказ?

- Сейчас мы проверим ваши предположения.

- Прочитаем текст по цепочке.

-(после прочтения) О ком был этот рассказ?

- Подтвердились наши предположения?

- У какого другого известного тебе литературного героя была любимая игрушка, которую он всюду с собой таскал, мысленно с ней беседовал?

- А у вас есть такая игрушка? Вы разговариваете с ней – за нее и за себя?

- Как Филя объясняет сам, что он плохо вел себя в музее?

- Докажите строками из рассказа (Я просто хотел немного пошутить…)

- Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? - Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь?

- Подтвердите строками из учебника. (В музее Филя был увлечен скульптурами и играл с мышью как со своей любимой игрушкой. Дома, глядя на Шмыгимышь и мысленно разговаривая с ней, он думал о том, что это очень старая игрушка: она принадлежала сначала бабушке, потом маме и многое повидала в жизни. Филя понимает, что ни мама, ни бабушка не вели себя так плохо, как он, даже в детстве. Поэтому он представляет, что могла бы сказать ему мышь…)

- Важно ли, что это очень старая игрушка?

- По–разному ли Филя, Вера и мама ведут себя в музее?

- Вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя?

- Филе очень интересно в музее: он узнает скульптуры древнегреческих богов и героев, общается с ними, дает им советы от имени игрушечной мыши. Мальчик явно знаком с греческими мифами и прекрасно ориентируется в сюжетах, изображенных в античной скульптуре. Мама, которая с детства бывала в Пушкинском музее, много раз сюда также приносила свою любимую игрушку, чувствует себя здесь уютно и привычно. Музей для нее то место, где она погружается в свои мысли. А вот Вере, по ее собственным словам, в музее скучно: («…потому что Филя разговаривает все время с мышью. Ты, мама, разговариваешь сама с собой. А мне поговорить не с кем. И я уже сто раз видела все эти статуи в учебнике») Мир древнегреческих мифов ее не увлекает, ей нужно общение.

- А вы знаете, кто такой Гермес? Лаокоон?

- За что он так жестоко наказан? Все ли подвиги Геракла вам знакомы? Если пока не все, не расстраивайтесь! Возьмите в библиотеке книгу Н. Куна «Мифы…»

- Можно ли вести себя в музее так, как Филя?

- Можно ли брать в музей таких ребят, которым скучно?

- Что легче: научить Филю хорошо вести себя или заинтересовать таких ребят, как Вера?

- Таким ребятам, как Филя в музее действительно интересно, для них там сконцентрирована особая чудесная жизнь. Они могут нарушить какие – то правила поведения в музее, иногда им приходится напоминать, что в музее нельзя ничего трогать руками, но у них есть главное – огромный интерес и увлеченность.

- А вот таких ребят, как Вера, которым скучно в музее, трудно заинтересовать чем – то. Но их конечно же тоже надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что – то интересное, особенно если ему об этом расскажет человек увлеченный, знающий.

- Говорят, у искусства своя особенная правда.

- Что это значит?

- Что для себя вы поняли из произведения?

- Подведите итог.

Итог урока. Рефлексия

- А теперь подведем итоги нашего урока?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что вам показалось самым интересным на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!