2. Вступительное слово. Вход в тему. В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. У этого человека нелегкая судьба, тяжелое детство. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни. В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. -Что такое автобиография? -Автобиографическая повесть?
-Теме детства посвящали свои произведения и многие другие известные вам писатели. -Назовите произведения на тему детства, которые вы читали. -Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели? Вывод: эти и многие другие вопросы ставит автор повести “Детство”. И проблемы эти значимы для современного поколения, в частности, для вас. | Слайд №1-3 -Описание своей жизни -произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя, написанное от первого лица. Слайд №4 - «Детство» Л.Н.Толстой, «Цифры» И.А. Бунин, «Уроки французского» В.Г.Распутин. -Взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения между детьми, проблема воспитания, формирование качеств необходимых для взрослой жизни. |
5. Анализ повети -Куда переезжает Алеша с матерью после смерти отца? -Чувства Алеши после его первой встречи с «Неумным племенем»? -Первое впечатление от встречи с дедом, как об этом сказано в тексте? -Прочитайте описание дома Кашириных. -Найдите в этом описании эпитеты и сравнения. -Их роль в тексте? -Что произошло в доме во время обеда? -Из-за чего возникла? -С кем сравнивает двух дерущихся братьев автор? Подтвердите текстом. -Как ведет себя каждый из членов семьи в это время? -Какое впечатление производит в этой ситуации дед? -Перескажите историю с наперстком. -Какие черты характера проявляются у Михаила? -У Саши? -У деда? -С каким видом наказания впервые познакомился Алеша у Кашириных в доме? -За что впервые высекли Алешу? -Расскажите подробнее о случае со скатертью? -Какая черта характера проявляется у бабушки? -А у Саши? -Откуда дед узнал про скатерть? -Почему? Вывод: -Какие человеческие пороки показывает Горький в эпизоде ссоры дядьев? -случае с наперстком? -случае со скатертью? -В каком эпизоде наиболее ярко проявляется отношение к женщинам и детям? -Как относились к детям? -К женщинам? -Какие низменные качества порождает жестокость? -У кого из героев они проявляются? -Какими были детство и юность деда? -Что же ожесточило деда? -Из-за чего погиб Ванька Цыганок? -Могло бы не быть этой смерти? -Как эпизод характеризует братьев? -Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек? -Почему Алеша избегает Григория после того, как он не работает с дедом в мастерской? Какое чувство испытывает перед ним? Вывод: -Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»? | -В Нижний, к деде и бабушке. -Все не понравились мне, я чувствовал себя чужим. -Особенно мне не понравился дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особое внимание к нему, опасливое любопытство. - «На самом верху его... незнакомый запах» -грязно-розовая краска, нахлобученная крыша, выпученные окна. -как на пароходе, стаей вороватых воробьев метались ребятишки. -Показать неуютность, дикость. Все чужое. -Ссора дадьев. -Из-за раздела имущества. -С собаками. - «Стали выть и рычать», «жалобно скаля зубы и встряхиваясь». -Заплакали дети, отчаянно закричала беременная тетка Наталья; моя мать ее потащила, взяв в охапку, нянька Евгенья выгоняла детей из кухни, Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила, а Григорий связывал руки дяди полотенцем. -Жалкое, не в силах остановит детей. Бегал вокруг стола и выкрикивает «Эх вы-и». -Михаил сказал племяннику нагреть наперсток и подложить его полуслепому Григорию, а наперсток взял дед. Михаил выдал деду того, кто это сделал. -Учит издеваться над слабым. Свою вину перекладывает на других. -Ведомый, без своего мнения. -Прямолинейный, не особо разбирается в ситуации. -Порка детей. -За испорченную скатерть. -А. захотелось окрасить материю в другой цвет. Он с Сашей Якововым взяли бабушкину скатерть. Их увидел Цыганок и рассказал бабушке. Бабушка решила скрыть от деда все произошедшее, и чтобы Саша не наябедничал дала ему семишник. -Жалость к внуку, желание защитить от деда любым путем. -Подстрекатель, ябедник. -Рассказал Саша. -Хотел, чтобы ему не попало за наперсток. -Вражда из-за наследства. -Издевательство над слепым Григорием. -Физические наказания. -В сцене наказания. -Безжалостно, секли за все подряд. «Бросил на лавку, разбив мне лицо», «засек до потери сознания». -С их мнением не считались. «Сшиб ее с ног» -Предательство, лицемерие. -У Саши Якова. -Испытывал унижения, побои, был бурлаком. -Дед выбился в люди, стал хозяином, боязнь лишиться всего породили озлобленность, недоверие к людям. Постепенно потерял все лучшее, что в нем было. -Придавило крестом. -Да, если бы не бросили крест или не понесли бы. -Отсутствие бережного отношения к человеку. -Доводит до бешенства жестокость этих забав. -Стыд, что дед его не кормит. -Помнил прежнюю жизнь, дружную семью, отца. |