Тема: М. ГОРЬКИЙ. Проблемы цели и смысла жизни. Истинные и ложные ценности. Рассказ «Макар Чудра».
Инструкция к уроку
Вступление ( 3 мин)
1). В 7 классе и в 8классе Вы уже прочитали произведения М.Горького «Легенда о Данко» (7кл.), «Песня о Соколе» (07.04.20.) и к сегодняшнему уроку рассказ «Макар Чудра».
Если заметили, герои в них – необыкновенные. Таких называют романтическими героями. У них исключительные характеры, это сильные духом и гордые герои, но они погибают. Эта особенность свойственна не только Данко, Соколу, но и персонажам первого рассказа Горького — «Макар Чудра».
Главный герой рассказа — старый цыган Макар Чудра. Он рассказывает легенду о трагической встрече двух молодых цыган — Лойко Зобара и Радды, которые любят друг друга, но считают это чувство цепью, сковывающей их независимость. В результате Лойко убивает Радду и при всех встаёт перед ней, уже мёртвой, на колени, выполняя таким образом поставленное ранее девушкой условие их свадьбы. Отец Радды, Данило, который видел гибель дочери, убивает Лойко ножом.
2) Рассказ имеет особую композицию
(Композиция – построение и взаимосвязь частей произведения)
Композиция позволяет понять авторскую идею М.Горького: свобода - самый драгоценный дар человека.
1 часть- романтический пейзаж ,стр. 148, 1 абзац
2 часть - романтический портрет Макара Чудры, стр. 148, 2 абзац, начало, до стр. 149 конец этого абзаца
3 часть - диалог рассказчика и Макара Чудры, стр. 149 со 2 абзаца до конца стр. 150.
4 часть - легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой, стр. 160.
5 часть - романтический пейзаж, стр. 160, 2 последних абзаца.
В рассказе сформулировано два разных понимания счастья. Первое — в словах «строгого человека» в начале рассказа : «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: Бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис — воля дороже жизни, счастье — в свободе. О великой силе свободной личности и повествует Макар Чудра в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре.
2. Просмотр фрагмента фильма «Табор уходит в небо» по мотивам рассказа (файл прикрепить не могу, т.к не позволяет вес ).
Посмотрите фрагмент фильма, финал «Гибель Лойко и Радды» в Интернете
youtube.com
— источник видео
6106
31 июл 2017
Табор уходит в небо - Лойко и Рада (финал)
(5 мин), найдите фрагмент рассказа, которому он соответствует. Подумайте: Есть ли различие? Сходство?
3. Выполните практическую работу в тетради. ( 20 мин )
Лойко Зобар и Радда
«Очи, как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце»; «Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем»; «Бросил к ее ногам кошель...»; «А она его невзначай пнула ногой в грязь...»; «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»; «Я свободный человек и буду жить так, как хочу»; «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было»,
«О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее кра¬соту можно было на скрип¬ке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает»
Распределите по колонкам характеристики (их 8)
Лойко Зобар | Радда |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 Рассказчик выделяет… | 5 Рассказчик выделяет… |
В пятой графе сделайте выводы о героях, какие качества особенно выделяет Макар Чудра.
6. Допишите, что привлекло Вас в героях М.Горького или что вызвало неприятие (3-5 предложений).
Оценивание: на «3»: таблица п.1-4; на «4»: таблица: п.1-5; на «5» таблица, п.1-5, и свободный ответ, п.6. Не забывайте о грамотности: она влияет на оценивание, как в любом письменном ответе.