Открытый урок
по литературе
Тема: М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»:
легенда о Данко.
Подвиг во имя человека.
Учитель Каща И.А.
Цель: вызвать интерес учеников к изучению рассказов М. Горького, познакомиться с отрывком из рассказа писателя; развивать навык выразительного чтения, умение читать наизусть, находить в тексте слова, характеризующие героя; воспитывать чувство любви к человеку, к людям, чувство ответственности за коллектив.
Оборудование: портрет М. Горького; рисунок к рассказу; иллюстрации; выставка книг М. Горького.
Эпиграф: В жизни всегда есть место подвигу...
М. Горький
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Максим Горький, Как много вместило в себя это имя. Кажется всю боль и красоту родной земли носил в своём сердце этот удивительный человек. С каким достоинством он говорил о человеке:
- Всё в Человеке - всё для Человека!
Эти слова пронёс М. Горький через всю жизнь и завещал их миру. На протяжении всего своего творчества Горький много размышлял о назначении человека, о его месте в жизни. Писатель считал, что если окружающий мир во многом продолжение человека, то и человек способен воздействовать на него, перестраивать его, жить счастливо, имея цель жизни, совершая подвиги.
Вопрос о смысле жизни и назначении человека волновал Горького на протяжении всей его жизни. Один из героев Горького спросил как-то:
«А можно ли сделать людей счастливыми?» - Что для этого надо сделать?
Вот об этом мы сегодня будем с Вами говорить, обратившись к рассказу Горького «Старуха Изерьгиль», к отрывку «Легенда о Данко».
- Мы с Вами в 6 классе уже знакомились с термином легенда, когда изучали мифы народов мира. Давайте ещё раз вспомним, что такое легенда (учебник).
Композиция рассказа.
Рассказ написан в 1895 году, имеет удивительно стройную композицию. Состоит из трех частей:
а) Легенды о Мавре, который был изгнан и отвергнут своими соплеменниками, он лишен человечности, доброты, любви к людям. Он открыто нарушает законы человеческой жизни, противопоставляя себя людям, за что наказан вечным одиночеством;
б) Исповедь старухи о своей жизни;
в) Легенда о Данко.
Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о собственной жизни самой старухи Изергиль.
Слово учителя.
Старуха - молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.
Выступление учащихся, сообщение о библейской истории.
Инсценирование.
(на фоне звучащей музыки)
1 уч. Когда человек любит совершать подвиги, он всегда умеет их
сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам.
Видишь ли ты искры?
2 уч. Вон те голубые?
уч. Голубые? Да, это они... Значит летают все-таки. Я уже вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.
уч. Откуда эти искры?
1 уч. Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем. И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это.
Чтение рассказа (легенда о Данко)
Начало рассказ наизусть (первый абзац)
Чтение легенды по учебнику.
Последние абзацы прослушивание в записи.
Слово учителя.
Итак, вы заслушали текст прекрасной романтической легенды.
Физминутка.
Беседа по содержанию.
В чём сходство библейской истории и легенды о Данко.
Чем сюжет легенды отличается от библейской истории.
Каким были люди, попавшие в глубь леса, вначале.
Как эти люди оказались в глубине леса?
Каким был лес, куда попали смелые люди? Найдите описание леса по тексту.
- Какие художественные средства использует писатель, чтобы нарисовать мрачные картины, гнетущую обстановку, в которую попадают люди?
Почему эти сильные люди не могли умереть в боях?
Найдите и зачитайте слова характеризующие Данко.
Почему люди пошли за Данко?
- И опять люди идут по темному лесу, как в пути складывались отношения между Данко и толпой?
Найдите в тексте объяснение, почему люди стали роптать на Данко, в гневе обрушились на него.
Какие чувства испытывает Данко к людям?
Изменился ли, лес, когда люди поняли, что вот она - свобода?
- Найдите художественные средства, с помощью которых автор нарисовал светлый образ леса.
Работа с иллюстрацией.
Работа по рисунку к легенде.
Достиг ли Данко своей цели?
Что совершил герой во имя людей?
Что такое подвиг?
- Какие строки из легенды вы бы подписали под этим рисунком? Найдите и подтвердите текстом.
Слово учителя о подвиге в годы войны и мирное время.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок для художественного пересказа.