СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Подвиг во имя человека

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

вызвать   интерес  учеников   к   изучению  рассказов   М.   Горького, познакомиться с отрывком из рассказа писателя; развивать навык выразительного чтения, умение читать наизусть, находить в тексте слова, характеризующие героя; воспитывать    чувство    любви    к    человеку,    к   людям,     чувство ответственности за коллектив

Просмотр содержимого документа
«М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Подвиг во имя человека»






Открытый урок

по литературе


Тема: М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»:

легенда о Данко.

Подвиг во имя человека.

Учитель Каща И.А.











Цель: вызвать интерес учеников к изучению рассказов М. Горького, познакомиться с отрывком из рассказа писателя; развивать навык выразительного чтения, умение читать наизусть, находить в тексте слова, характеризующие героя; воспитывать чувство любви к человеку, к людям, чувство ответственности за коллектив.


Оборудование: портрет М. Горького; рисунок к рассказу; иллюстрации; выставка книг М. Горького.


Эпиграф: В жизни всегда есть место подвигу...

М. Горький


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Слово учителя.

Максим Горький, Как много вместило в себя это имя. Кажется всю боль и красоту родной земли носил в своём сердце этот удивительный человек. С каким достоинством он говорил о человеке:

- Всё в Человеке - всё для Человека!

Эти слова пронёс М. Горький через всю жизнь и завещал их миру. На протяжении всего своего творчества Горький много размышлял о назначении человека, о его месте в жизни. Писатель считал, что если окружающий мир во многом продолжение человека, то и человек способен воздействовать на него, перестраивать его, жить счастливо, имея цель жизни, совершая подвиги.

Вопрос о смысле жизни и назначении человека волновал Горького на протяжении всей его жизни. Один из героев Горького спросил как-то:


«А можно ли сделать людей счастливыми?» - Что для этого надо сделать?


Вот об этом мы сегодня будем с Вами говорить, обратившись к рассказу Горького «Старуха Изерьгиль», к отрывку «Легенда о Данко».


  1. - Мы с Вами в 6 классе уже знакомились с термином легенда, когда изучали мифы народов мира. Давайте ещё раз вспомним, что такое легенда (учебник).


  1. Композиция рассказа.

Рассказ написан в 1895 году, имеет удивительно стройную композицию. Состоит из трех частей:

а) Легенды о Мавре, который был изгнан и отвергнут своими соплеменниками, он лишен человечности, доброты, любви к людям. Он открыто нарушает законы человеческой жизни, противопоставляя себя людям, за что наказан вечным одиночеством;

б) Исповедь старухи о своей жизни;

в) Легенда о Данко.

Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о собственной жизни самой старухи Изергиль.


Слово учителя.


Старуха - молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.


  1. Выступление учащихся, сообщение о библейской истории.


  1. Инсценирование.

(на фоне звучащей музыки)


1 уч. Когда человек любит совершать подвиги, он всегда умеет их
сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам.

Видишь ли ты искры?

2 уч. Вон те голубые?

  1. уч. Голубые? Да, это они... Значит летают все-таки. Я уже вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

  2. уч. Откуда эти искры?

1 уч. Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем. И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это.


  1. Чтение рассказа (легенда о Данко)


  1. Начало рассказ наизусть (первый абзац)

  2. Чтение легенды по учебнику.

  3. Последние абзацы прослушивание в записи.


Слово учителя.


Итак, вы заслушали текст прекрасной романтической легенды.


  1. Физминутка.


  1. Беседа по содержанию.


  • В чём сходство библейской истории и легенды о Данко.

  • Чем сюжет легенды отличается от библейской истории.

  • Каким были люди, попавшие в глубь леса, вначале.

  • Как эти люди оказались в глубине леса?

  • Каким был лес, куда попали смелые люди? Найдите описание леса по тексту.

- Какие художественные средства использует писатель, чтобы нарисовать мрачные картины, гнетущую обстановку, в которую попадают люди?

  • Почему эти сильные люди не могли умереть в боях?

  • Найдите и зачитайте слова характеризующие Данко.

  • Почему люди пошли за Данко?

- И опять люди идут по темному лесу, как в пути складывались отношения между Данко и толпой?

  • Найдите в тексте объяснение, почему люди стали роптать на Данко, в гневе обрушились на него.

  • Какие чувства испытывает Данко к людям?

  • Изменился ли, лес, когда люди поняли, что вот она - свобода?

- Найдите художественные средства, с помощью которых автор нарисовал светлый образ леса.

  • Почему Данко умирает счастливым?

  • Что такое счастье?


  1. Работа с иллюстрацией.


  1. Работа по рисунку к легенде.


  • Достиг ли Данко своей цели?

  • Что совершил герой во имя людей?

  • Что такое подвиг?

- Какие строки из легенды вы бы подписали под этим рисунком? Найдите и подтвердите текстом.


  1. Слово учителя о подвиге в годы войны и мирное время.


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок для художественного пересказа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!