СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И.Глинка. Биография

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит ребят с жизнью и творчеством М.И.Глинки

Просмотр содержимого документа
«М.И.Глинка. Биография»

Михаил Иванович Глинка 1804 – 1857 г.г. 1804 - 1857

Михаил Иванович Глинка

1804 – 1857 г.г.

1804 - 1857

 «Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое­му, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка.  .

«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое­му, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка. .

Запись в метрике Запись в метрике

Запись в метрике

Запись в метрике

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское.

  Возле церкви похоронены родители композитора.   Возле церкви похоронены родители композитора.

  Возле церкви похоронены родители композитора.

  Возле церкви похоронены родители композитора.

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно и носили любительский характер.  Однако музыка оказывала на него  столь сильное влияние, что однажды на замечание  о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!».

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно

и носили любительский характер.

Однако музыка оказывала на него

столь сильное влияние,

что однажды на замечание

о рассеянности он заметил:

«Что же делать?...

Музыка — душа моя!».

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством.   В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте

Закончил пансион в 1822 вторым учеником.

После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу.

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

В 1836 году была закончена опера «Жизнь за царя», однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

В 1836 году опера « Жизнь за царя » была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене  Петербургского Большого театра . Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров  А. М. Гедеонов , который отдал её на суд «директору музыки»  капельмейстеру   Катерино Кавосу . Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера  «Жизни за царя»  состоялась 27 ноября ( 9 декабря1836  года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

Опера «Иван Сусанин», I836 год

Опера «Иван Сусанин», I836 год

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому. Пой в восторге, русский хор!  Вышла новая новинка.  Веселися, Русь! Наш Глинка —  Уж не глинка, а фарфор! 13 декабря  у  А. В. Всеволжского  было устроено чествование М. И. Глинки, на котором  Михаил Виельгорский ,  Пётр Вяземский ,  Василий Жуковский  и  Александр Пушкин  сочинили приветственный « Канон в честь М. И. Глинки ». Музыка принадлежала  Владимиру Одоевскому . Пой в восторге, русский хор!  Вышла новая новинка.  Веселися, Русь! Наш Глинка —  Уж не глинка, а фарфор!

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Пой в восторге, русский хор! Вышла новая новинка. Веселися, Русь! Наш Глинка — Уж не глинка, а фарфор!

13 декабря  у  А. В. Всеволжского  было устроено чествование М. И. Глинки, на котором  Михаил ВиельгорскийПётр ВяземскийВасилий Жуковский  и  Александр Пушкин  сочинили приветственный « Канон в честь М. И. Глинки ». Музыка принадлежала  Владимиру Одоевскому .

Пой в восторге, русский хор! Вышла новая новинка. Веселися, Русь! Наш Глинка — Уж не глинка, а фарфор!

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля,  передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки,  но и его роль в русской музыке в целом.

Еще в 1837 Глинка вел беседы

с Пушкиным о создании оперы

на сюжет «Руслана и Людмилы».

В 1838 году началась работа

над сочинением,

премьера которого

состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге.

Несмотря на то, что царская семья

покинула ложу до окончания спектакля,

передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом

(хотя единства мнений на этот раз не было —

из-за глубоко новаторского характера драматургии).

На одном из представлений побывал Ференц Лист,

чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки,

но и его роль в русской музыке в целом.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма  и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком  русского романса.

В творчестве Глинки определились

два важнейших направления

русской оперы:

народная музыкальная драма

и опера-сказка;

он заложил основы

русского симфонизма,

стал первым классиком

русского романса.

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина

«Я помню чудное мгновенье» (1840).

М.И.Глинка и Е.Е.Керн М.И.Глинка и Е.Е.Керн

М.И.Глинка и Е.Е.Керн

М.И.Глинка и Е.Е.Керн

На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Катенькой Керн, дочерью пушкинской музы. В 1840 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Из письма композитора:

«…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее.

На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с  Катенькой Керн , дочерью  пушкинской музы . В 1840 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Из письма композитора:

«… мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла… »

Екатерина Керн , спутница Глинки

Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены Екатерине Керн, в частности романс «Если встречусь с тобой», слова которого

«…Е. К. выбрала из сочинений  Кольцова  и переписала для меня. (…) Для неё же написал  Вальс-фантазию [9] .

Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла …» Екатерина Керн, спутница Глинки Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены Екатерине Керн, в частности романс «Если встречусь с тобой», слова которого «…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. (…) Для неё же написал Вальс-фантазию [9] .

Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла …» Екатерина Керн, спутница Глинки

Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены Екатерине Керн, в частности романс «Если встречусь с тобой», слова которого

«…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. (…) Для неё же написал Вальс-фантазию [9] .

 Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж,  с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж,

с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857

и был похоронен на лютеранском кладбище.

    . По настоянию  младшей сестры М.И. Глинки Людмилы ,  прах  Глинки,  в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге

 

  .

По настоянию

младшей сестры

М.И. Глинки Людмилы ,

прах  Глинки, 

в 1857 был перевезен

в Россию и погребен

на кладбище

Александро-Невской Лавры в Петербурге

                                  ) Монумент Глинке на  Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт - Петербурге Монумент Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт - Петербурге

                                 

)

Монумент Глинке на  Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт - Петербурге

Монумент Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт - Петербурге

Государственный музей  музыкальной культуры им. М. И. Глинки

Государственный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки

Основные произведения

Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)

«Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)

Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)

«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)

Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)

Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса

Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)

Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)

«Патетическое трио» d-mollдля кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Оперы «Жизнь за царя»  («Иван Сусанин»)(1836)

«Руслан и Людмила»  (1837—1842)

Симфонические произведенияСимфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована  Виссарионом Шебалиным )

Музыка к трагедии  Нестора Кукольника  «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра № 1  «Блестящее каприччио на тему  Арагонской хоты » (1845)

« Камаринская », фантазия на две русские темы (1848)

Испанская увертюра № 2  «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)

« Вальс-фантазия » (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочиненияСоната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана  Вадимом Борисовским  в 1932)

Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини « Сомнамбула » для фортепианного  квинтета  и  контрабаса

Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини  « Капулетти и Монтекки »  (1831)

Большой  секстет   Es-dur  для фортепиано и струнного квинтета (1832)

« Патетическое трио »  d-moll  для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Литература 1.Большая Советская энциклопедия. http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=360&ini=& http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=120&ini=& http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=180&ini=& http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=440&ini=& http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=440&ini=&

Литература

  • 1.Большая Советская энциклопедия.
  • http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=360&ini=&
  • http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=120&ini=&
  • http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=180&ini=&
  • http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=440&ini=&
  • http://go.mail.ru/search_images?q=%C3%EB%E8%ED%EA%E0&old%5Fq=&in=&as%5Flq=&as%5Frq=&sf=440&ini=&