СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок - путешествие в оперу. Знакомство учащихся с особенностями польской музыки, бальными танцами.

Просмотр содержимого документа
«М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)»


«Бал в замке польского короля»

4 класс

Цель:

Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши.

Задачи:


Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.

Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении.

Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству. Прививать любовь к музыке русских композиторов.


Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля.

Жанр урока: тематический

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие.

Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом

№ слайда

Тема слайда

Действия учителя

Работа детей


Организационный момент

Приветствие

Добрый день - 2 раза, добрый день, ребята! Добрый день - 2 раза, добрый день, учитель!

Исполнение песни «Добрый день!» (Музыка Дубравина, слова Суслова)

Настроенье, каково? Настроенье, во!

Что ж тихонечко садитесь, и работать не ленитесь. Отправляется сейчас в путешествие весь класс. А вот куда мы отправимся в путешествие, на этот вопрос нам поможет ответить музыка.




Вход в класс


Приветствие учителя


Исполнение песни


Тема урока

Слушание Полонеза из оперы «Иван Сусанин» (отрывок)

  • Какая звучала музыка? (маршевая, песенная или танцевальная)

  • А где могла звучать эта музыка? (на балу)

  • Какие еще бальные танцы вы знаете? (исполнение пни «Менуэт») А вы хотели бы попасть на бал?

Сегодня музыка приглашает нас на бал в старинный замок польского короля.


Ответы на вопросы


М.Глинка

А бал, о котором пойдет сегодня речь, показал нам наш русский композитор, включивший его в свою оперу «Иван Сусанин». Назовите этого композитора?

  • Какую еще оперу этого композитора вы знаете?


  • Вспомните, о чем рассказывает нам опера «Иван Сусанин»?

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.


Ответы на вопросы


Об опере

Давайте подробнее познакомимся с оперой.

  • В опере 4 действия и эпилог.

  • Место действия: село Домнино, Польша, Москва (в эпилоге)

  • Время действия: 1612 – 1613 годы

Восприятие информации



Действующие лица

  • Иван Сусанин – крестьянин села Домнино

  • Антонида – дочь Сусанина

  • Иван – приемный сын Сусанина

  • Крестьяне, ополченцы

  • Войско польское


Во втором действии оперы зрители попадают на бал в замок польского короля Сигизмунда. Куда и мы с вами сегодня заглянем.

  • Какие задачи вы поставите на урок?

Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.


Запись в тетрадях:

21 января

М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин»

Бал в замке польского короля 2 действие



Восприятие информации









Постановка задач на урок

Работа в тетрадях


Полонез

Балы открывались торжественным, величественным танцем «полонезом».

Полоне́з (польск. polonez, — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются

по установленным правилам, геометрическим фигурам.


Просмотр фрагмента из оперы «Иван Сусанин» (Полонез)


Мы с вами услышали не только музыку. Здесь еще было…..пение. И не случайно, ведь этот танец Полонез из оперы. А что такое опера. Вспомним. Вспомним также где исполняется опера. Не очень понятное пение было в Полонезе. Попробуем разобраться в словах и вы мне в этом поможете.


На партах учащихся два варианта текста. Ребята выбирают правильный вариант.


Лей вина! Пей до дна!

Добычу нам дает война!

Мы скоро покончим с холопской Москвою!

Грозою стоим мы над русской землею!

Мы шляхта! Мы Польша!

И всех мы сильнее!


Или:

Гибель близка!

В плену там отряд наш

Сидит без еды в теремах.

Гибель близка!

Ужель весь отряд наш

Погибнет в московских снегах?


- Как вы догадались, что вам помогло? Как музыка подтверждает ваш выбор? Какого она характера? (яркая, уверенная, победная...)


Откроем учебник на стр. 94. Здесь как раз записан нотный пример с этими строками: «Лей вина!...»


Я сейчас вам пропою эту нотную строку. Вы послушайте, а затем вы попробуете прохлопать ритм и пропеть. (Работа над ритмом и чистотой интонирования. Можно спеть как эхо. Девочки – мальчики. Громко – тихо).


Хорошо, молодцы. Сейчас вы уже сами представьте роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой.


Мы еще раз с вами слушаем Полонез из оперы «Иван Сусанин». Давайте попробуем хлопками выделить акценты(сильную долю такта).

СЛУШАНИЕ: Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Восприятие информации







Ответы на вопросы




Выполнение задания



















Работа с учебником


Ритмическое интонирование








Слушание музыки


Слова - подсказки

  • Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?

(выбрать подходящие слова)

  • Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер интонаций?

(восклицательная интонация, акценты, отрывистые звуки - стаккато)


Запись в тетрадях:


Полонез (торжественный танец – шествие)


Обсуждение






Работа в тетрадях


Физкультминутка

«Три хлопка над головой»

«Пяточка – носочек»

Учащиеся встают около парт и выполняют физкультминутку


Мазурка

Рубята, мы возвращаемся на бал.

Следующий танец, звучавший на балу - это мазурка.

Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.

Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

Просмотр видеосюжета из опреы: Мазурка М.И.Глинка


Слушание музыки


Слова – подсказки

  • Какой образ нарисовала вам музыка мазурки?

(выбрать подходящие слова )



Работа со словарем эстетических понятий


Слушая повторно мазурку, выделите акценты ударом своего каблука, а правую руку поднимайте вверх под углом. Когда музыка будет звучать на форте (громко) - движения делают мальчики, а когда пиано – девочки.


Слушание Мазурки


Запись в тетрадях:


Мазурка (характер музыки)


Обсуждение Работа в тетрадях


Работа со словарем


Дети встают около парт, ударом каблука выделяют акценты



ИТОГ

  • Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?

  • Как музыка рассказала об этом?



Эту музыку написал наш русский композитор М.И.Глинка для своей оперы «Иван Сусанин».

А сейчас подумайте, поляки захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?

- Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.

А что такое культура? То, что создано человеком.

М.И.Глинка "не скрывал и не прятал красивых качеств" польской культуры. Она была ему дорога.

"Совесть великого художника, - не позволяла М.И.Глинке фальшиво искривлять польское".

О чём нам говорят эти слова? Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.

Почему характеристика поляков представлена танцами?

Польша - танцевальная страна.


Исполнение песни «Родная песенка» ( музыка Чичкова)

Ответы на вопросы


Проверь свои знания

Тест

  1. Какой композитор написал оперу «Иван Сусанин»? Выбери правильный ответ ( Глинка, Прокофьев, Римский-Корсаков)

  2. Кем был Иван Сусанин? Выбери правильный ответ ( Ополченец, крестьянин, князь)

  3. Где происходят события в опере? Найди лишнее (Село Домнино, Польша, Москва, Петербург )

  4. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? Выбери правильный ответ (мазурка, полонез, полька)

  5. Угадай мелодию. Какой танец звучит? Напиши. (Звучат: мазурка, полонез)

Работа на листочках

Взаимопроверка в парах

Самооценка


Домашнее задание




Подведение Итогов рефлексия

Спасибо вам за работу на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет оценки). Я думаю, вам тоже понравился наш урок. Когда зрителям нравится выступление артистов, им они в благодарность дарят аплодисменты. Мы с вами хорошо поработали на уроке, давайте поблагодарим друг друга (аплодисменты)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!