СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...»

Цели: Знакомство с творчеством Цветаевой

Задачи: познакомить с творчеством М. Цветаевой; раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать i m слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, личностные: понимание особен­ностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Какие стихи С. Есенина приготовили вы? (Выразительное чтение

III. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой. Отгадайте ее.

Сестренки-близняшки

По лесу бегают,

В прятки играют:

То под куст спрячутся,

То к дороге свернут. (Тропинки.)

—  Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включена именно эта загадка? (Предположения учащихся.)

—  Прочитайте имя автора, чьи стихи мы будем изучать на уроке.

—  Что вы знаете о Марине Ивановне Цветаевой?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой

—  Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мари­ны Ивановны Цветаевой.

 См. материал к уроку.)

2. Работа над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка...»

—  Прочитайте стихотворение под аудиозапись.

—  О чем оно?

—  Какими чувствами наполнено произведение? Как бы вы его прочитали? Почему?

—  Подберите синонимы к слову «даль». (Горизонт, ширь, про­стор.)

—  Подберите антонимы к слову «сон». (Бессонница, бодрство­вание, явь.)

—  Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они отно­сятся. (Детскими ногами, детское время и др.)

—  Найдите олицетворения. (Тропинка бежит, Ока лениво дви­жется и др.)

—  Почему сарай был царственным замком?    (Выразительное чтение стихотворения на с. 72 учебника.)

VI. Рефлексия

—  Продолжите предложения.

•   Сегодня на уроке я узнал...

•   На этом уроке я похвалил бы себя за...

•   После урока мне захотелось...

•   Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

—  С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

—  Понравилось ли стихотворение? Чем?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи М. Цветаевой.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии М.И. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве и семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Му­зея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина). Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, и Тарусе и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (на русском, французском и немецком языках), печататься — с шест­надцати, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный В. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Во­лошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913).

Годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.И. Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держа­лась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за грани­цу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии; жила в Берлине, 11 pare, а с 1925 г. — в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, i ю М.И. Цветаева не стала своей для белой эмиграции, и ситуация быстро переменилась. Если в 1922—1923 гг. поэтессе удалось издать пять книг, к) в 1924 г. — только одну.

А потом наступил перерыв до 1928 г., когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922—1925 гг. М.И. Цветаеву это не слишком волновало, она была убе­ждена, что ее читатель остался в России. В 1939 г. поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь, вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. М.И. Цветаева поселилась в Москве, за­мялась переводами, готовила сборник избранных стихов.

В начале Великой Отечественной войны она оказалась в эвакуа­ции в Татарии. Здесь, бесконечно одинокая и измученная, 31 августа 1941 г. М.И. Цветаева покончила с собой. Наследие поэтессы велико: его лирика, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза.

Просмотр содержимого документа
«М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...»»

Литературное чтение 17.02.2021

Тема: М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...»

Цели: Знакомство с творчеством Цветаевой

Задачи: познакомить с творчеством М. Цветаевой; раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать i m слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, личностные: понимание особен­ностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие стихи С. Есенина приготовили вы? (Выразительное чтение

III. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой. Отгадайте ее.

Сестренки-близняшки

По лесу бегают,

В прятки играют:

То под куст спрячутся,

То к дороге свернут. (Тропинки.)

— Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включена именно эта загадка? (Предположения учащихся.)

— Прочитайте имя автора, чьи стихи мы будем изучать на уроке.

— Что вы знаете о Марине Ивановне Цветаевой?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой

— Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мари­ны Ивановны Цветаевой.

См. материал к уроку.)

2. Работа над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка...»

— Прочитайте стихотворение под аудиозапись.

— О чем оно?

— Какими чувствами наполнено произведение? Как бы вы его прочитали? Почему?

— Подберите синонимы к слову «даль». (Горизонт, ширь, про­стор.)

— Подберите антонимы к слову «сон». (Бессонница, бодрство­вание, явь.)

— Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они отно­сятся. (Детскими ногами, детское время и др.)

— Найдите олицетворения. (Тропинка бежит, Ока лениво дви­жется и др.)

— Почему сарай был царственным замком? (Выразительное чтение стихотворения на с. 72 учебника.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

— Понравилось ли стихотворение? Чем?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи М. Цветаевой.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии М.И. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве и семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Му­зея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина). Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, и Тарусе и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (на русском, французском и немецком языках), печататься — с шест­надцати, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный В. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Во­лошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913).

Годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.И. Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держа­лась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за грани­цу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии; жила в Берлине, 11 pare, а с 1925 г. — в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, i ю М.И. Цветаева не стала своей для белой эмиграции, и ситуация быстро переменилась. Если в 1922—1923 гг. поэтессе удалось издать пять книг, к) в 1924 г. — только одну.

А потом наступил перерыв до 1928 г., когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922—1925 гг. М.И. Цветаеву это не слишком волновало, она была убе­ждена, что ее читатель остался в России. В 1939 г. поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь, вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. М.И. Цветаева поселилась в Москве, за­мялась переводами, готовила сборник избранных стихов.

В начале Великой Отечественной войны она оказалась в эвакуа­ции в Татарии. Здесь, бесконечно одинокая и измученная, 31 августа 1941 г. М.И. Цветаева покончила с собой. Наследие поэтессы велико: его лирика, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!