СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И.Цветаева "Моим стихам, написанным так рано..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Цветаева

Просмотр содержимого документа
«М.И.Цветаева "Моим стихам, написанным так рано..."»







Разработка урока по русскому языку

на тему: « М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»

в 11 классе учителя средней школы № 21

Шурчинского района Сурхандарьинской области

Салохиддиновой Альбины Норимановны

sanalbina1984@umail.uz (99 890 746 13 23)




























































Дата_________

11-класс

Тема: М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»

(Урок газетный листок «Литературные новости».)



Цели урока

Образовательная: создать условия для знакомства обучающихся с основными фактами биографии М.Цветаевой, расширение представления о личности поэтессы; Учить писать критические статьи.

Развивающая: способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, развивать навыки анализа поэтического текста и выразительного чтения стихотворений.

Воспитательная: прививать любовь к русской поэзии, интерес к поэзии М. Цветаевой.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, телевизор, видео ролики, презентация, мини тесты, бланки, на доске висит ватман с фото М. Цветаевой в верхнем левом углу, а также названия статей с размеченными колонками для статей, в центре классной комнаты стоит стол покрытый скатертью, на столе стоит подсвечник со свечой, и сборники стихов М. Цветаевой.

Формируемые элементы компетенций

К2 – обладает хорошими навыками беглого, сознательного чтения про себя на русском языке, составления вопросов к тексту; умеет выразить своё мнение о прочитанном произведении и давать характеристику героям;

К5 – умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении литературных произведений в жизненных ситуациях.

Методы работы на уроке: работа с цитатой, мини тестами, просмотр видео роликов, презентации, заполнение бланков, оформление ватмана в виде листа газеты.

Домашняя подготовка:

1. Индивидуальные задания:

- Краткая биография М. Цветаевой.

- О роли А.С.Пушкина в жизни М. Цветаевой.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Рапорт дежурных.

  3. Эмоциональный настрой на урок.

«Мир литературы для нас увлекателен,

Мир литературы мы любим всегда»

  1. Деление команд.

1 команда - филологи

2 команда – языковеды



  1. Актуализация знаний.

  1. Ученики читают наизусть стихи А. Ахматовой.

  2. Работа с дидактическим материалом “Поле чудес”,ответы на вопросы по А.Ахматовой.)

-Когда родилась А.Ахматова?

-Как называется её стихотворение посвящённое Ташкенту?

-Как назывался первый сборник стихов?

-Какую международную премию получила А.Ахматова?

-Настоящая фамилия поэтессы?

-Как назывался второй сборник?

-Какие ещё сборники вы знаете?

-Где училась А.Ахматова?





Работа с цитатой.

« Возьмите….стихи – этот есть моя жизнь…» М. Цветаева. -Скажите, как вы понимаете эту цитату.



  1. Основная часть урока.

1. Сообщение цели урока.

- Газетный листок был частично испорчен и на днях, редакция газеты обратилась к вам с просьбой - восстановить хронологию событий связанных с биографией Марины Цветаевой. Для каждой команды были даны задания на дом. Первой команде восстановить в письменной и устной форме краткую биографию Марины Цветаевой. Второй команде восстановить мини статью о «Роли А.С. Пушкина в судьбе М. Цветаевой». Вам будут розданы бланки, в которых вы законспектируете дополнительную информацию, которую я вам дам, после данных вами информаций. Надеюсь - этот небольшой штрих в дизайне оформления столов, поможет вам окунуться в атмосферу той эпохи, в которой жила М. Цветаева.

И так приступаем.

2. Устные сообщения команд. (индивидуальные задания).

(Сообщения команд будут проводиться с показом презентации)

1 колонка- «Краткая биография М.Цветаевы»

2 колонка- «О роли А.С.Пушкина в жизни М.Цветаевой»

3 колонка- «Интересные факты о М.Цветаеве»

4 колонка- «Критическая статья»



1 - команда.


Ранние годы

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Первые стихи Цветаевой были написаны еще в возрасте шести лет.

Первое образование Марина Цветаева получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.

После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

Марина Цветаева

Начало творческого пути


Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие.

 Кроме поэзии она занималась написанием пьес.

2 – команда

Поистине первой и неизменной любовью Марины Цветаевой был А.С. Пушкин. "С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова -- убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, -- я поделила мир на поэта -- и всех, и выбрала -- поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать -- поэта -- от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались", -- пишет Цветаева в статье "Мой Пушкин" [1].

Однако все-таки мало сказать, что наш великий поэт был "вечным спутником" для Марины Ивановны. Пушкин был для Цветаевой тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты нескольких поколений -- от Лермонтова до Блока и Маяковского.

Цветаева тайно считала Пушкина своим современником вопреки тому, что жила в другую эпоху, вопреки даже здравому смыслу. Силой своего воображения однажды в детстве она создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни. С А.С. Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание Поэзии. Заполнив собой значительную часть духовного мира Марины Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в ее поэзию. Так одно за другим и стали появляться стихи, прямо посвященные Пушкину. Это цикл стихов  "Стихи к Пушкину".

Виртуальная экскурсия в дом музей М. Цветаевой.

( Показ видео ролика).

Мне хочется, что бы вы побывали в виртуальной экскурсии и увидели, ту обстановку, которая была в доме М. Цветаевой.


Рассказ учителя.

- Вы правильно рассказали и восстановили хронологию событий из жизни великой русской поэтессы. Давайте наклеим на газетный лист ваши статьи, о которых вы нам сейчас поведали.

А теперь приготовьте бланки, которые я вам раздала. Внимательно слушайте меня и записывайте в бланки ту информацию, которую я вам сейчас сообщу. Этот бланк будет заполнен для статьи «Интересные факты о Марине Цветаевой».

  • Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, потому как семья часто жила за границей. В детстве Марина много путешествовала. Разъезды эти были не забавы ради. Тяжелая болезнь матери – чахотка, вынуждала семью переезжать с места на место в поисках подходящего лечения и лучшего климата. Так, учёба в различных пансионах Старого Света позволили Цветаевой знать в совершенстве два иностранных языка – французский и немецкий.

  • Своего мужа М. Цветаева встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.

  • История создания стихотворения «Моим стихам написанным…»- жанр элегия. Это стихотворение было написано в 1913 году, когда поэтесса отдыхала с семьёй в Коктебеле.



Словарная работа.


Брызги – tomchi, qatra, uchqun

искра – uchqun

святилище – dargoh, ibodathona

фимиам – isiriqsimon, xushbo‘y tutatqi (xushomadgo‘ylik)

черёд – navbat

сорваться – bo’shab tushib ketmoq

ворваться – bostirib kirmoq





Знакомство со стихотворением.


- Сейчас я вам прочитаю стихотворение М. Цветаевой, а вы внимательно прослушайте его, чтобы в дальнейшем написать критическую статью об этом стихотворении.


Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —


Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

  1. Закрепление.


1. Аудио минутка.

Прослушивание стихотворения, в исполнении народной артистки России А. Фрейндлих.


2. Работа над выразительным чтением.


3. Анализ стихотворения.

Редакция дала ещё одно задание, в этом задании вы должны представить себя в роли критиков и проанализировать стихотворение. (Эту же критическую статью внести в 3 колонку.)

Стихотворение написано поэтессой в 1913 году.

Тема стихотворения – судьба первых произведений поэтессы.

Жанр – элегия.

В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Во время прослушивания стихотворения, воображение рисует образ молодой поэтессы, которая полна жизненной энергии и оптимизма. Поэтесса не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, что её произведения пылятся на магазинных полках. Но для поэтессы они как «драгоценные вина». И поэтесса верит в то. что «настанет свой черёд». И вот она была права. Весь мир читает произведения М. Цветаевой. Это стихотворение было пророческим.




  1. Работа с учебником.

(Самостоятельное изучающее чтение статьи учебника на стр.127-128).

- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно ознакомиться со статьёй данной вам в учебнике. Прочитайте и переведите на родной язык.


  1. Задание по дидактическому материалу. Ребята вы знаете, что раньше способом передачи информации, были караваны верблюдов. Вот и редакция передала нам задание через караван верблюдов. Это карточки-задания для игры" Найди нужную дату", вам нужно выполнить это задание.



Дата рождения М. Цветаевой



1880,1889, 1903,1892

В каком году был написан «Вечерний альбом»

1895, 1916, 1910, 1912

В каком году был написан «Волшебный фонарь»

1900, 1912, 1905, 1910.

В каком году было написано стихотворение Моим стихам, написанным …»

1912, 1913, 1909, 1908.



Сколько языков знала М.Цветаева? 2,3,4,5.

В каком году умерла М.Цветаева? 1946,1953,1941,1938.









V. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

- Я рада, что вы справились с заданием редакции газеты «Литературные новости». И все ваши статьи, посвященные М. Цветаевой получились интересными. и я не сомневаюсь, что прочтя их - ваши ровесники, не останутся равнодушными к творчеству великой русской поэтессы М. Цветаевой.

2. Выставление оценок учащимся.



VI. Домашнее задание. Выучить стихотворение М.И. Цветаевой

«Моим стихам, написанным так рано…» наизусть.

Ответить на вопросы учебника.



















Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина….





































12




Скачать

© 2022 626 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!