М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
урока по «Экономической теории» на тему
«Эластичность спроса и предложения и практическое применение эластичности на производстве»
Цели урока:
Методическая: Показать возможность применения полученных знаний в жизни.
Образовательная: Изучить понятия: «эластичность», «эластичность спроса по цене», «коэффициент эластичности», «эластичность предложения по цене», рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса, рассмотреть зависимость эластичности спроса и выручки предпринимателя, научиться строить кривые эластичности спроса и предложения.
Развивающая: Развивать умение логически рассуждать и применять полученные знания на практике.
Воспитательная: Воспитание инициативности, объективности по отношению к себе и уважения к мнению других студентов, внимательности и аккуратности.
Ход урока:
1 Организационный момент (приветствие студентов и проверка отсутствующих)
Повторение пройденного материала (фронтальный тест-опрос по теме «Спрос и предложение»)
Изучение нового материала (изучение новых теоретических понятий и решение задач)
Закрепление нового материала и подведение итогов (выставление оценок)
Задание на дом
Окончание урока
Эластичность
Мы с вами разбирали спрос. Предложение и говорили .что эти величины изменяясь увеличиваются или изменяются . Но на какую величину идет изменение не говорили . Изменение объема как раз и показывает такой показатель , как эластичность. Эластичность с греческого означает гибкий.
Эластичность – это мера или степень реакции одной величины на изменение другой. Она бывает трех видов: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестной эластичностью. Рассмотрим эластичность спроса и предложения по цене. Ценовая эластичность спроса (предложения) показывает насколько изменится объем спроса (предложения) на товар в ответ на изменение цены этого товара на 1%.
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
Ценовая эластичность предложения показывает, как изменится количество товаров, которые производитель с целью максимизации дохода производит и предлагает к продаже в ответ на изменение цены этих товаров.
Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности или выручки продавца. Он показывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены данного товара на 1 %.
Существует два метода определения эластичности:
дуговая эластичность – приблизительная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Показатель дуговой эластичности отражает среднюю величину эластичности для определенного отрезка графика спроса (предложения). Показатель дает только приблизительное представление о степени реакции со стороны спроса (предложения) на определенное значение цены. Вычисляется по формулам: Eд= Q2-Q1: P2-P1
где Q1 и P1 – начальные значения объема спроса (предложения) и цены;
Q2 и P2 – конечные значения объема спроса (предложения) и цены;
– относительное изменение объема спроса (предложения);
– относительное изменение цены;
точечная эластичность – точная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Данный показатель применяется к отдельной точке, находящейся на кривой. Расчет эластичности производится путем измерения наклона касательной к кривой спроса (предложения) в определенной точке. Вычисляется по формулам:
где Q1 и P1 – начальные значения объема спроса (предложения) и цены;
Q2 и P2 – конечные значения объема спроса (предложения) и цены;
– относительное изменение объема спроса (предложения);
– относительное изменение цены;
Коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение, поскольку спрос и цена изменяются в противоположных направлениях.
Коэффициент эластичности предложения всегда имеет положительное значение, поскольку предложение и цена изменяются в одинаковых направлениях.
Виды ценовой эластичности:
Эластичный спрос (предложение) – при изменении цены (увеличении или уменьшении) на 1% спрос (предложение) изменяется (уменьшается или увеличивается) более чем на 1%. ,
Данный вид эластичности характерен для предметов рос коши, дорогих предметов потребления и продукции с большим количеством заменителей, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно отказаться.
Единичная эластичность спроса (предложения) – при из менении цены на 1% спрос (предложение) меняется ровно на 1%. ,
Данный вид эластичности характерен для товаров не первой необходимости (пирожные).
Неэластичный спрос (предложение) – при изменении цены (увеличении или уменьшении) на 1% спрос (предложение) меняется (уменьшается или увеличивается) менее чем на 1%. ; ,
Данный вид эластичности характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (вода, простые продукты питания (хлеб, картофель, ма ргарин), недорогая одежда, жильё, энергоресурсы, расходы на общественный транспорт в большом городе (метро)). Люди не могут обходиться без них, поэтому, подорожание этих товаров и услуг не ведёт к существенному сокращению их потребления.
Абсолютно неэластичный спрос (предложение) – при любом изменении цены спрос (предложение) не меняется, т.е. потребители при обретают фиксированное количество товаров независимо от цены. , Графически это может быть представлено в виде вертикальной линии.
Данный вид эластичности характерен для жизненно важных товаров и лекарств: «Инсулин».
Абсолютно эластичный спрос (предложение) – цена продукта не изменяется, а спрос (предложение) либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. Графически это может быть представлено в виде горизонтальной линии.
Данный вид эластичности характерен для товаров не нужных большому числу потребителей: бриллиантовое колье, яхта

Виды эластичности предложения по цене
Факторы, влияющие на эластичность спроса (детерминанты эластичности спроса):
1. наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-заменителей, призванных удовлетворить одну и ту же по требность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на дан ный товар Чем выше степень агрегированности блага (объединение во все более расширяющиеся группы), тем меньше существует благ, способных заменить его в потреблении, и тем ниже эластичность спроса на это благо.
Приведите мне пример.
Ученики называют товары заменители (масло подсолнечное, хлеб крупы, напитки)
2.значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.( зубная паста, мыло,)
3. размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
4.качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос;
5.удельный вес затрат на покупку данных товаров в расходах потребителей. Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагирует на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее реагируют объемом покупок на колебания цен). В основе реакции психологические причины (машины, квартиры и т.д.)
Эластичность спроса и выручки покупателя.
Как изменится выручка продавца, если он повысит цену на товар? Давайте посмотрим на примере.
Пример: Неэластичный спрос. (товар не имеет близких заменителей)
Цена на инсулин продленного действия для диабетиков возросла с 2000 тыс руб до 2500,а объем продаж сократился с 5000 до 4500 шт в месяц. Определить выручку продавца и найти коэффициент эластичности спроса по цене.
Решение :
Определяем Ед. Подставляем в формулу значения и получаем - |- 0.47|
Т.е при изменении цкны на 15, обьъем спроса сократится на 0.47 %,т.е. спрос на лекарство сократился в меньшей степени, чем повысилась цена .
Определяем выручку продавца. TR1= 2000х5000=10 млн руб
TR2-2500х4500=11 млн.250 тыс руб.Т.о. сумма выручки продавца во втором случае увеличилась на 1 млн.250 тыс. руб.
Все это можно проследить на графике.
Следовательно мы можем увидит, что при Ед(Кэ)
Ед1 . Кэ(эластичный спрос) | При снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается.При увеличении цены,выручка уменьшается. |
Ед=1 (единичная эластичность) | Снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остается неизменной.Изменение цены не приводит к изменению выручки. |
Ед | Снижение цены незначительно меняет объем продаж, общая выручка снижается. При увеличении цены,выручка увеличивается |
Абсолютно неэластичный спрос – потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен.
Абсолютно эластичный спрос – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля.
Итак, при эластичном спросе снижении цены приводит к увеличению выручки от продаж. Как при этом меняется величина прибыли предприятия? Увеличение объема производства. Требуемое для сохранения прибыли при снижении цены. Можно рассчитать по формуле:
Х=Рх100/ R-P+(1-V) х C , где
Х- требуемое увеличение объема производства, %
Р- уменьшение цены в рублях
R – прибыль, получаемая от продажи единицы товара по старой цене, руб.
C- себестоимость единицы продукции по старой цене, руб.
V- содержание переменных затрат в себестоимости единицы продукции при соответствующем объеме производства. доля.
Чтобы имело смысл снижать цену, коэффициент эластичности должен быть равным:
Кэ=х(R+C) / Pх 100
Расчет увеличения объема производства, обеспечивающего получение заданной прибыли при снижении цены рассмотрим ниже.
Пример.
Предприятие выпускает 1 млн единиц продукции по средней цене 2500 руб. за единицу. Показатель эластичности спроса на продукцию 1.5.
Себестоимость единицы продукции 2300 руб.
Соотношение между постоянными и переменными затратами 20:80
Предприятие для увеличения сбыта предполагает снизить цену на 100 руб. как это отразится на прибыли предприятия?
Решение:
В исходном варианте:
- выручка от реализации продукции составляет – 2500 млн. руб
- полная себестоимость продукции – 2300 млн руб.
В т.ч.: постоянные затраты (20% от полных затрат) - 460 млдн. Руб
переменные затраты (80% от полных затрат) – 1840 млдн. Руб.
прибыль200 млн руб - 200 млн. руб
В планируемом варианте:
Цена снизилась на Ц=100/2500 х100%= 4 %
При коэффициенте эластичности Кэ=1,5
Объем увеличивается на V=Кэ х Измен цены 1.5 х4=6%
Новая цена за единицу продукции -2400 руб
Выручка от реализации продукции - 2400х1,06 =2544 млн. руб
Переменные затраты - 1840х1,06 = 1950,4 млн. руб
Постоянные затраты - 460 млн. руб
Прибыль - 133,6 млн. руб
Эластичность спроса на продукцию предприятия такова, что увеличение объема продаж при заданном снижении цены приводит к уменьшению прибыли.
Для сохранения величины прибыли объем должен быть увеличен в соответствии с ранн приведенной формулой на:
Х = 100х100/200-100+(1-1840/2300)х2300 = 17,86%
При этом коэффициент эластичности спроса должен быть равен:
Кэ=17.86х(200+2300)/100х100=4.465
Выручка от реализации-2400х1.1786=2828,64 млн. руб
Переменные издержки -1840х1.1786 = 2168,6
Полные издержки ( постоянные)- 460 млн. руб
Прибыль -200 млн. руб
Снижение цены привело к такому увеличению объема продаж, что выручка выросла на 17.86 % , а прибыль осталась без изменения .
Т.о информация о кривой спроса и коэффициенте эластичности помогает предприятию принять правильное цпеновое решение.
И так, ребята вы на примере увидели как влияет изменение цены на объем производства. выручку и коэффициент эластичности.
А сейчас вы получите кейс- стадии Подумайте и ответьте на вопрос.
Кейс-стади.
В 1973 году в ответ на поддержку США и др. развитых стран Израиля в арабо-израильской войне несколько арабских стран, крупных производителей и импортеров нефти резко сократили добычу на своих скважинах. Хотя сокращение предложения нефти составило всего 7% от мирового, за полгода цена на нефть увеличилась в 4 раза. Через 5 лет
Последовал новый взлет цен. Вызванный политической нестабильностью на Ближнем Востоке. Однако к 1986 г. цены на нефть составляли менее 30% от своего пика. Что произошло?
Ответ на вопрос
К окончанию II мировой войны. нефть стала важнейшим источником энергии развитых стран О на вытеснила уголь и другие источники Растущий парк автомобилей требовал большого количества бензина Нефте- продукты использовались также для отапливания жилья, производства пластмасс и.т.д. Резкое сокращение нефти при вело к росту цен на нее, к росту конкуренции потребителей на этот редкий ресурс ( труднозаменимый). Цена на нефть не могла заставить производителей немедленно увеличить предложение, которое являлось неэластичным.ввод в действие новых месторождений требует больших капи таловложений и времени. Результат- значительный рост цен на нефть. Высокие цены привели к изменению отношения к потреблению. Нефтепродуктов. Жители перешли на экономичные автомобили.Появились новые разработки месторождений,т.е. увеличилась добыча нефти. В результате конкуренции и увеличения предложения, цены на нефть упали. Произошло сокращение спроса на нефть, а это привело к падению цен на нефть.
После ответа на кейс, студенты записали домашнее задание:
Задача.
Функция спроса имеет вид Qd=18-2p, функция предложения - Qs=4p-24
А) определить точку рыночного равновесия и коэффициенты эластичности спроса и предложения в этой точке.
Б) при какой цене Кэ спроса равен 0,8
Синквейн
Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение , но в нем отсутствует рифма, содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.
Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.
Например:
1 строка: Семья;
2 строка: дружная, крепкая;
3 строка: Живут, поддерживают, помогают;
4 строка: Семья является общественной ячейкой
5 строка: Родственники.
(Студенты составляют синквейн по теме и называют показатель.)
Примерный ответ:
1. Прибыль.
2. Валовая, чистая.
3. Увеличивает, предвещает, получает.
4. Фирма выполнила годовую прибыль
5. Результат.
Эластичность
1. Гибкость
2. ценовая. перекрестная, по доходу
3. изменяются, увеличиваются, уменьшаются
4. мера или степень реакции одной величины на изменение другой.
5. показатель
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Название этапа | Формируемые компетенции | Результат | Содержание деятельности | Время |
преподавателя | студента |
1 | Организационный момент | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Прогнозирование своей деятельности | Приветствие, проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку | 1 мин. |
2 | Рефлексия «Настроение» | Создает эмоциональный настрой на работу | Озвучивают свое настроение | 1 мин. |
3 | Формулировка проблемных вопросов | Акцентирует внимание на значимости новой темы, подводит к раскрытию названия темы студентами | Высказывают свое мнение о значимости темы | 1 мин. |
4 | Сообщение темы занятия | Озвучивает тему занятия и демонстрирует ее на ПК | Записывают тему занятия | 1 мин. |
5 | Целепологание | ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение работать в команде | Подводит к постановке студентами целей занятия, озвучивает - цели занятия. Знакомит с прогнозируемым результатом (формирование общих и профессиональных компетенций) | Высказывают свое предположение о целях занятия, знакомятся с целями занятия и прогнозируемом результате | 5 мин. |
6 | Сообщение плана | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Планирование своей деятельности для решения поставленной цели задачи. | Читает план лекции с ПК | Записывают план работы по новой теме | 3 мин. |
7 | Актуализация знаний студентов - повторение ранее изученного материала | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирован ие знаний. Анализ объектов. | Проводит блиц-опрос по предыдущей теме:« Спрос, предложение» это необходимо для изучения новой темы. | Студенты отвечают с места по очереди на вопросы | 5 мин. |
8 | Изучение нового материала | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирова-ние знаний. Анализ объектов | 1.Рассказывает новый материал под запись студенту. 2.Объясняет терминологию понятий и определений. 3.Проводит параллель с ранее изученным материалом 4.Проводит демонстрация слайдов по изучению данной темы. | 1. Слушают и осуществляют записи в конспекте. 2. Смотрят демонстрацию слайдов и по ходу ведут краткий конспект. | 37 мин |
9 | Задания на осмысление и усвоение нового материала | ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно принимать решения | 1.Предлагает выполнить практические задания с кейсом. 2. Осуществляет индивидуальный контроль работы с кейсом 3.Обсуждает со студентами результаты решения и ошибки | 1. Слушают и работают с материалами кейса. 2. Озвучивают обоснование выбора решения, ответа 3. Обсуждают ошибки | 15 мин |
10 | Закрепление изученного материала | | Предлагает составить синквейн к теме и зачитать его. | Составляют синквейн | 15 мин |
11 | Итоговая часть занятия | ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации деятельности | Сообщает о достижении целей урока и общих компетенций. Сообщение оценок. | Внимательно слушают | 3 мин. |
12 | Рефлексия | ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Умение принимать решения в нестандартных ситуациях | Преподаватель начинает фразу и просит студентов её закончить: сегодня я узнала. Что…… | Студенты заканчивают фразу по цепочке | 2 мин. |
13 | Сообщение домашнего задания | ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Объявляет домашнее задание. | Записывают задание | 1 мин. |
Игра – конкурс «Как мы знаем экономику»
Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;
3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
Ход игры-конкурса
I Вступительное слово учителя:
Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают баллы. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего баллов – выиграет.
Давайте вспомним, что же такое экономика ?
И для этого сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.
Студенты делятся на 2-3 команды и выбирают капитанов команд
Вопросы для разминки:
Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
Лицо торговой точки это что? (витрина)
Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
2.Проверяем домашнее задание команд Вопросы для мозгового штурма.
Вопросы 1-й команды:
1. Что такое калькуляция?
2. Что такое основные средства?
3. Назвать методы начисления амортизации
4. Что такое инфляция?
5. Виды цен?
6. Что такое стагфляция?
Вопросы 2-1 команды
1. Что такое оборотные средства?
2. Назвать показатели эффективного использования основных средств.
3. Перечислить виды банков (по назначению)
4. Что такое безработица. Виды безработицы
5. Что такое реновация?
6. Что такое себестоимость продукции?
3.Работа с кейсом.
Кейс-стади для 1 команды
К консультационной фирме обратился хорошо известный производитель дизайнерской мужской и женской одежды. Несколько лет назад клиент решил открыть новый канал продаж – собственный розничный магазин. Они открыли новый магазин в Казани, который сразу же начал пользоваться большим успехом и приносил хорошую прибыль. После этого они решили открыть еще 3 магазина в Чистополе, Нижнекамске и Болгарах соответственно. После 5 лет они заметили, что магазин в Болгарах не на столько прибыльный, как в Казани.
Вопрос:
Почему Болгарский магазин недополучает прибыль? Какой, по Вашему источник проблемы?
Дополнительная информация!!!
У обоих магазинов хорошее место расположения.
У магазинов одинаковые размеры.
У них приблизительно одинаковые постоянные расходы, не считая того, что в казани немного выше аренда.
Что касается переменных затрат, то рабочая сила, основные средства, электричество, накладные вопросы и налоги одинаковые.
У них разная структура продаж. В Казани больше продают деловую одежду, типа костюмов, ориентация идет на местный рынок. В Болгарах продают больше свободной одежды, типа свитеров и одежду для походов и экскурсий. (!!! Этот пункт является ключом к ответу, поэтому эта информация дается только в том случае, если студент сам о ней попросит)
Наценка у деловой одежды выше, чем у свободной одежды. (!!! Эта информация предоставляется только если студент сам о ней попросил)
Кейс-стади для 2 команды .
В 1973 году в ответ на поддержку США и др. развитых стран Израиля в арабо-израильской войне несколько арабских стран, крупных производителей и импортеров нефти резко сократили добычу на своих скважинах. Хотя сокращение предложения нефти составило всего 76% от мирового, за полгода цена на нефть увеличилась в 4 раза. Через 5 лет
Последовал новый взлет цен. Вызванный политической нестабильностью на Ближнем Востоке. Однако к 1986 г. цены на нефть составляли менее 30% от своего пика. Что произошло?
Ответ
С ростом спроса на нефтепродукты. Упала добыча нефти Это повлекло к росту цен на нефтепродукты. Увеличение производства нефти невозможно из-за больших капиталовложений. Но постепенно спрос падает на этот ресурс ( спрос неэластичен),открываются новые месторождения . предложение увеличивается и цена падает.
4. Конкурс для капитанов.
Составить кроссворд по основным экономическим определениям.
Подведение итогов.