СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Биография

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для работы в коррекционной школе

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Биография»


Биография М.Ю.Лермонтова (9 кл)

Цель: Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Развитие устной, анализирующей функции речи. Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции.

Эпиграф:

Нет,я не Байрон,я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром,
странник,
Но только с русскою душой…
(М. Ю. Лермонтов)

Ход урока

1. Организационный момент.

Корр. упр «3 лишнее» (Пушкин-Лермонтов-Некрасов)

-Почему?

II.Словарная работа

Корр. упр. «Собери слово»

-Объясните значение слова преемник. (продолжатель)

-Ребята, кто из этих писателей является преемником другого? Проведите стрелочку от одного писателя к другому, тому, кто является преемником.

-Лермонтов-достойный преемник Пушкина. Так же как и у Пушкина судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек в годы, наступившие после восстания декабристов, надежды на отмену крепостного права не сбылись. Лучшие люди России оказались в ссылке. Пришло время разочарования и неверия.

III. Повторение

-Что вы знаете о Лермонтове?

-Какие произведения Лермонтова вы знаете?

Физминутка (для глаз)

IV. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы с вами вновь будем знакомиться с биографией поэта, но только углубленно.

-Ребята, посмотрите на нашу доску. Перед нами великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот как он сам о себе сказал:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром,
странник,
Но только с русскою душой…

-Байрон-это известный английский поэт-романтик 19 века.

-Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой - село Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово).

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного богатого дворянского рода.

Смутно помнил Михаил Юрьевич ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его. Юрий Петрович после смерти жены покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки.

Бабушка не жалела средств на воспитание внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы.

До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка 3 раза возила его на воды Кавказа (нынешний Пятигорск). Здесь он увидел обычаи горцев, картины кавказкой жизни и всей душой полюбил Кавказ.

Лермонтов получил прекрасное образование: изучал общеобразовательные предметы, иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.

В 1827году бабушка переехала из Тархан в Москву, т. к. нужно было подумать о школьном образовании Михаила. Его стали готовить в университетский благородный пансион.

Осенью 1828 года Лермонтов принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет.

Лермонтов, блестяще проучившись несколько лет, уходит из университета. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку, рисовал, писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Но поэтический дар совершенствовал упорным трудом.

В конце 2 года обучения из-за участия в студенческом бунте Михаилу Юрьевичу пришлось покинуть университет. Он уезжает с бабушкой в Петербург и поступает в Петербургскую военную школу. В этой школе на поэзию времени нет, сочинительство не поощряется, царила строгая дисциплина, книг, кроме учебников, читать запрещалось. Но в этих условиях Лермонтов продолжает писать (тайком).

27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен. Весть быстро разнеслась по Петербургу. Это потрясло Лермонтова. На следующий день он написал стихотворение “Смерть поэта”. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилась по Петербургу, затем по всей России. После его написания поэт был арестован и выслан в действующую армию на Кавказ.

Жизнь М. Ю. Лермонтова обрывается трагически. 27 июля 1814 года Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым. Современники понимали, что дуэль была не просто дуэлью, а политическим убийством.

-Ребята, какое впечатление сложилось у вас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

-Можно ли его назвать патриотом Родины?

-Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить родину в представлении Лермонтова значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине- тема многих стихотворений Лермонтова (“Бородино”, “Два великана”, “Парус” и т. д)

V. Закрепление изученного.

-Ребята, а теперь мы обратимся к странице учебника, прочитаем статью и ответим на вопрос:

- О чем я вам не рассказала из лекции?

Перескажите. (воспоминание А.К. Шан-Гирея, первая любовь поэта).

(На доске вывешивается портрет Вареньки Лопухиной. )

-Перед вами портрет Вареньки Лопухиной, которую любил поэт и посвящал ей стихи.

V. Закрепление

-А теперь, давайте составим план биографии Михаила Юрьевича Лермонтова по статье учебника.

План. (перепутанный – на доске)

1. Детство поэта.

2. Обучение в Московском университете и первая любовь поэта.

3. Военная школа.

4. “Смерть поэта”.

5. Ссыска на Кавказ.

6. Дуэль

7. Отличительная черта творчества Пушкина и Лермонтова.

VI. Итоги урока

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Что привлекло в биографии поэта?

-Что понравилось? Почему Лермонтов называет себя в стихотворении “гонимым странником”?

-Какие моменты в биографии вызвали затруднения?

Д/з.

1) Пересказ биографии М. Лермонтова по плану.

2) Для слабых учащихся – прочитать по учебнику биографию Лермонтова, и пересказать любой понравившийся эпизод из жизни поэта.



3