Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)
«Герой нашего времени»
История создания.
Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837-1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г.
Название
Первоначально роман имел название «Один из героев начала века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов.
В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).
Жанр
Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе.
Расположение повестей в романе
Предисловие ко всему роману. «Бэла».
Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.
Расположение повестей в романе
«Максим Максимыч».
Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов безоговорочно осудить героя.
Расположение повестей в романе
«Предисловие» к «Журналу Печорина». «Тамань».
Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя.
Расположение повестей в романе
«Княжна Мэри»
Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю.
Расположение повестей в романе
«Фаталист»
Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.
Хронологический порядок событий
Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.
«Тамань»
Хронологический порядок событий
После военных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.
«Княжна Мери»
Хронологический порядок событий
После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.
«Бэла»
Хронологический порядок событий
Затем происходит история с Вуличем.
«Фаталист»
Хронологический порядок событий
Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.
«Максим Максимыч»
Проблематика романа Задачи автора
- Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.
Проблематика романа Задачи автора
- Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки.
Проблематика романа Задачи автора
- Разобраться в основном противоречии героя своего времени – в разладе его мечты с действительностью.
Проблематика романа Задачи автора
- Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу человека.
Проблематика романа Выводы автора
- На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже.
Проблематика романа Выводы автора
- Развитые обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему в характере Печорина существуют противоречия и двойственность).
Проблематика романа Выводы автора
- Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются (как у Печорина) два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна. Вот почему В. Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».