СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ,

проведенного в 6Б классе МКОУ «Конышевская СОШ» учителем русского языка и литературы МКОУ «Васильевская СОШ» в рамках областного семинара учителей русского языка и литературы 28.11.2019г. Росихиной Оксаной Владимировной

 

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.»













КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ,

проведенного в 6Б классе МКОУ «Конышевская СОШ» учителем русского языка и литературы МКОУ «Васильевская СОШ» в рамках областного семинара учителей русского языка и литературы 28.11.2019г.

РОСИХИНОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ

























КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литература


Класс: 6 (общеобразовательный)


Программно-методическое обеспечение: Программа курса «Литература» 5-9 классы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, Москва, «Русское слово», 2014 год.

Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2015г.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Тема: М.Ю. Лермонтов «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.


Цели

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.


Задачи

Образовательные:

Продолжить работу по аналитическому комментированию художественного поэтического текста.

Развивающие:

Развивать речевые умения: выразительное чтение отрывков, подготовка комментариев.

Развивать умение высказывать своё мнение.

Развивать навыки  групповой работы и работы в парах. Развивать творческие способности обучающихся, навыки эстетических представлений и художественного вкуса; коммуникативной культуры; рефлексивной деятельности; способности четко формулировать свои мысли.

Воспитательные:

Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное; воспитывать чувства сопереживания, сострадания, милосердия.


УУД: Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, умение выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение, осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации.


Планируемые результаты


Предметные: выявить  основные принципы  композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»;  повторить   основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения; учиться анализировать текстовый материал; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок».

Знать/понимать: какова главная идея стихотворения, в чем состоит нравственная ценность стихотворения, какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Уметь выразительно читать лирические стихотворения, составлять ассоциативные ряды, интерпретировать лирическое произведение через анализ образной системы стихотворения и личностное восприятие; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения;


Метапредметные:


Личностные: приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты; способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);

Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности; развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулирование и отстаивание своего мнения, своей точки зрения, аргументируя ее; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека;

донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи.


Личностные: освоение  новых видов  деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности; воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению творческого наследия М.Ю. Лермонтова; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.


Основные понятия: Аллегория, инверсия, антитеза.


Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, литература.


Ресурсы:

Основные: учебник, ИКТ.


Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


Технология элементы проблемного обучения, критического мышления, деятельностного метода.


Ход урока


  1. Организация начала урока

(СЛАЙД 1) Добрый день, уважаемые гости, и вы, мои юные ценители литературы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите свою улыбку и хорошее настроение нашим гостям, и на такой позитивной ноте начнём наш урок. Я желаю всем плодотворной работы и творческих успехов.

Проверьте, всё ли готово к уроку: учебники, ручки. Кроме этого у вас на партах есть все необходимые материалы, которые сегодня нам понадобятся, а также словарики литературоведческих терминов. Я предлагаю вам обращаться к ним на протяжении урока и использовать их в работе.


  1. Мотивация к учебной деятельности

(На доске портрет М.Ю. Лермонтова.)

(СЛАЙД 2) Ребята, на протяжении нескольких уроков вы изучаете творчество (Пауза) М. Ю. Лермонтова. Вы уже много узнали о нём.

-Хотели бы вы продолжить знакомство с поэтом? (Ответы учащихся)

-Готовы ли вы вновь погрузится в чудесный мир лирики Лермонтова? (Ответы учащихся)

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к работе по теме урока. Выявление места и причины затруднения

Ребята, я предлагаю вам прослушать и прочитать на слайдах строки из стихотворений, знакомых и незнакомых вам. (СЛАЙД 3)


1. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна. («На севере диком»)

2. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом. («Парус»)

3. Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко. («Утёс»)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… («Листок»)

6. Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить… («Одиночество»)


-Как вы считаете, что объединяет эти строки? (Это строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова). (Вешаю табличку на доску «Михаил Юрьевич Лермонтов»)

К этим строкам из стихотворений мы обязательно вернёмся в конце урока.

-Найдите и назовите однокоренные слова. (Одиноко, одинокий, один, одиночество). (Вешаю на доску слово «одиночество»)

-Что такое одиночество?

-Кого можно назвать одиноким?

Чтобы подтвердить наши предположения, обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова (СЛАЙД 4)

Одиночество –   состояние одинокого человека.

Одинокий – отделенный от других подобных, без других, себе подобных; без близких.

-Когда человек испытывает одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

-Какие чувства вызывает у человека состояние одиночества? ( Грусть, тоска, страдание).

- Чувством одиночества пронизаны многие стихотворения М.Ю. Лермонтова. Подскажите мне, какие? («Утёс», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…»).

Можем ли мы говорить, что это важный образ в поэзии Лермонтова? (Да)

А теперь обратимся к словарю литературоведческих терминов и найдём ответ на вопрос:

-Что такое устойчивый, значимый образ, ведущая идея стихотворения или поэзии. (Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии, устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.) (Вешаю на доску слово «мотив»). (СЛАЙД 5)

Чтобы убедить вас в том, что одиночество – это ведущий образ в поэзии Лермонтова, вашему вниманию я хотела бы представить сведения из «Лермонтовской энциклопедии». (СЛАЙД 6)

На слайде слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю. Лермонтова:

«один» – 1472 раза,

«любовь» – 605 раз,

«бог» – 589 раз,

«небо» – 415 раз,

«ночь» – 328 раз,

«сон» – 277 раз,

«надежда» – 263 раза,

«страдание» – 149 раз,

«зло» – 136 раз,

«обмануть» – 129 раз,

«небесный» – 95 раз,

«страдать» – 81 раз,

«воспоминание» – 72 раза,

«волшебный» – 64 раза,

«ложь» – 60 раз.

Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова является основным, главным, ведущим.

Обратитесь к словарю и скажите, что же такое основной мотив, главный, ведущий? (Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий). (СЛАЙД 7)

-А теперь посмотрите на ключевые слова на доске и скажите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.


4. Формулирование темы урока. Постановка целей и задач урока

(СЛАЙД 8) Итак, тема нашего урока: М. Ю. Лермонтов «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.

(СЛАЙД 9) Пользуясь опорными словами, попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

- Продолжить знакомство… (с лирикой Лермонтова)

- Выяснить, почему… (одиноки лермонтовские герои, в чём причина их одиночества?)

- Проанализировать… (стихотворение «Листок»)

- Определить…(художественные образы)


5. Усвоение новых знаний по теме


Итак, мы вновь обращаемся к поэту, и эта встреча откроет нам новые страницы в его жизни и творчестве.

Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время поэзии.

Сейчас мы посмотрим видеозапись с использованием стихотворения Лермонтова «Листок». Обратите внимание на образы, представленные в нём. (СЛАЙД 10)

А) Видеозапись стихотворения «Листок»

-Можно ли сразу понять стихотворение? Определить замысел поэта? Увидеть изобразительно-выразительные средства, использованные в этом стихотворении? (Нет)

Тогда я предлагаю вам сегодня стать исследователями и проанализировать это стихотворение, попробуем разобраться вместе.

Б) Анализ стихотворения «Листок»

Лексическая работа

-Все ли слова в стихотворении понятны? Объясните лексическое значение слов? (СЛАЙД 11)

(СЛАЙД 12)

Родимый – родной.

Чинара – дерево рода платан.

Странник – тот, кто много странствует, находится в пути.

Приют – место, где можно спастись, отдохнуть.

Суровый – трудный для жизни, обитания, пребывания.

Пришелец – некто, явившийся из других земель, мест обитания

(СЛАЙД 13)

Фронтальная работа

-О чём это стихотворение?

-Назовите ключевые образы стихотворения? (Образ листка, образ чинары)

-Какова композиция стихотворения? (1 строфа рассказывает о судьбе листка, 2 – о благополучии молодой чинары, 3-6 – диалог)

-Какова история листка-странника?

-Какие невзгоды, удары судьбы выпали на долю листка? (1 строфа)

-Убедите, что чинара счастлива. (2 строфа)

-Каковы миры чинары и листка?

-Почему чинара отказалась помочь несчастному? (Она не хочет нарушить свой покой, своё благополучие. Она самодовольна и самовлюбленна, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь и выходит за грани её собственного мира. Последнее слово остается за ней, и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка).

-Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения? (Ощущение недосказанности)

-Что дальше может случиться с листком, обреченным на скитания? (Гибель, ведь дальше – море)

-Какие два мира противопоставлены в этом стихотворении?

-Обратитесь к словарикам и ответьте, какой приём использует поэт в создании образов? (Антитеза)

(СЛАЙД 14)

Слово учителя. Стихотворение «Листок» написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения. Лермонтов написал стихотворение весной 1841 года, когда возвращался из Петербурга на Кавказ. Ребята, вы уже знаете, что лирический герой часто является двойником поэта. Образ листка, гонимого бурей, в литературе конца 18 - начала 19 века был символом изгнанника, символом одиночества человека в мире. Под этим символом скрывается одинокий лирический герой, который испытал многие тяготы жизни.

-Вспомните, что такое изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ? (Аллегория)

Да, ребята, «Листок» - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитания героя, описания действующих лиц, местности.

-Если вспомнить жизнь Лермонтова, можно ли найти что-то общее в судьбе поэта и листка? (В движении листка на юг выявляется автобиографический момент изгнанничества. Таким образом, мы можем предположить, что чувство одиночества испытывал в жизни сам Лермонтов.)

-Почему же одиноки лермонтовские герои? (Одиночество лермонтовского героя связано с оторванностью его от своих корней в прямом и переносном смысле)

(СЛАЙД 15) Кроме Лермонтова переводы стихотворения Арно были сделаны Василием Андреевичем Жуковским, Денисом Васильевичем Давыдовым, Валерием Яковлевичем Брюсовым. На доске есть тексты стихотворений, на перемене вы можете с ними познакомиться.


(СЛАЙД 16)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Первичная проверка и закрепление новых знаний. (СЛАЙД 17)

Работа в парах. Сейчас вам предстоит работа в парах. На партах у вас карточки голубого цвета. В них задания. Внимательно изучите их с вашим соседом по парте и приступайте к выполнению. У вас есть минута для подготовки. Если пара готова отвечать, поднимайте руки.


  1. Контроль и самопроверка знаний. (СЛАЙД 18)

Исследовательская работа в группах. Составление кластера.

А сейчас попрошу вас объединиться в группы. Ваша задача – составить кластер. На партах у вас файлы с необходимыми материалами. А чтобы всё было успешно, я предлагаю вам распределить обязанности в группе и работать слаженно. В результате вашей деятельности, появится продукт совместного труда.

1) Заполните пустые поля кластера словосочетаниями, содержащими характеристику листка. (СЛАЙД 19)

2) Заполните пустые поля кластера словосочетаниями, содержащими характеристику чинары. (СЛАЙД 20)

А теперь проверьте, правильно ли вы составили кластеры. Покажите их своим товарищам. Итак, вы проверили свои знания и показали результат совместной работы.

(СЛАЙД 21), (СЛАЙД 22)


  1. Итоги урока

Герцен писал, что «герои Лермонтова – часть его самого; его стихотворения – самая полная его биография…». Сегодня мы ещё раз убедились, что мотив одиночества очень значим в произведениях М. Лермонтова. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.

Давайте снова обратимся к строкам из стихотворений Лермонтова. (СЛАЙД 23) Какая из строк отражает главную мысль сегодняшнего урока? (Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…) (СЛАЙД 24)

Действительно, одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям надо протянуть руку помощи, проявить сострадание, милосердие.


  1. Рефлексия (СЛАЙД 25)

Итоги урока мне поможет подвести Дрючин Владимир, он выступит в роли журналиста.

Интервью.

- Мы ведём репортаж из Конышевской средней школы. Сегодня здесь проведен открытый урок литературы в 6 классе.

- Максим Исаев, чему был посвящён урок?

- Дрёмов Максим, что тебе понравилось?

- Сажина Алина, что особенного ты увидела в поэзии Лермонтова?

- Васильева Настя, что было открытием для тебя?

- Максим Жердецкий, что тебя удивило?


Спасибо моему помощнику за интересное интервью.

(СЛАЙД 26) Обратите внимание на слайд. Здесь ваше домашнее задание. Оно продублировано на красных карточках, которые лежат у вас на столах.


  1. Домашнее задание


Творческая работа (на выбор):

-Написать письмо листку.

-Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

-Написать от имени листка рассказ о его путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой».

-Для желающих:  попробовать свои силы в лирике - сочинить свое стихотворение о листке.     

(звучит «Осенняя песня» П. Чайковского)

.

- Ребята, на столах у вас лежат дубовые листочки. Кому понравился урок, возьмите зелёный листочек, кто сомневается в чём-то – жёлтый, кому не понравился урок – чёрный. На листочках напишите свою фамилию и имя, оцените свою деятельность на уроке и прикрепите его к дереву на доске.

К сожалению, наш урок подходит к концу. На память я хочу подарить каждому из вас дубовый листок и пожелать, чтобы никто из вас никогда не испытал чувство одиночества.

Резервная информация. У поэта Владимира Луговского есть стихотворение «Кленовый лист». Я хочу прочитать отрывок из него. Этим отрывком я хотела дать вам надежду, что герой сегодняшнего урока дубовый листок, возможно, тоже не погибнет, его поднимет добрая рука человека и положит в гербарий.


Всем «спасибо», мне было очень приятно с вами работать.




Использованные Интернет-ресурсы:


https://infourok.ru/otkritiy-urok-motiv-odinochest... 

https://infourok.ru/motiv-odinochestva-v-lirike-my... 

https://infourok.ru/myu-lermontov-listok-utyos-tem... 

https://multiurok.ru/index.php/files/m-iu-liermont... 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-otkritomu-uroku... 


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!