УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
В 6 «Б» КЛАССЕ
Учитель: Росихина Оксана Владимировна
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. («На севере диком»)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. («Парус»)
3. Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. («Утёс»)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… («Листок»)
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… («Одиночество»)
Лексическая работа
Одиночество – состояние одинокого человека.
Одинокий – отделенный от других подобных, без других, себе подобных; без близких.
Лексическая работа
Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии, устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Из «лермонтовской энциклопедии»:
«страдание» – 149 раз
«один» – 1472 раза
«любовь» – 605 раз
«зло» – 136 раз
«обмануть» – 129 раз
«бог» – 589 раз
«небо» – 415 раз
«небесный» – 95 раз
«ночь» – 328 раз
«страдать» – 81 раз
«сон» – 277 раз
«воспоминание» – 72 раза
«ложь» – 60 раз
«волшебный» – 64 раза
«надежда» – 263 раза
Лексическая работа
Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.
ТЕМА УРОКА
М.Ю. Лермонтов «Листок».
Мотив одиночества в лирике.
Многозначность художественного образа.
Цели УРОКА:
- Продолжить знакомство…
- Выяснить, почему…
- Проанализировать…
- Определить…
Лексическая работа
Родимый
Чинара
Странник
Приют
Суровый
Пришелец
Лексическая работа
Родимый – родной.
Чинара – дерево рода платан.
Странник – тот, кто много странствует, находится в пути.
Приют – место, где можно спастись, отдохнуть.
Суровый – трудный для жизни, обитания, пребывания.
Пришелец – некто, явившийся из других земель, мест обитания.
Антуан-Венсан Арно
(1766-1834)
Василий
Андреевич
Жуковский
Денис
Валерий
Васильевич
Яковлевич
Давыдов
Брюсов
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа в группах. Составление кластера
ЛИСТОК
ЧИНАРА
Оторвался от ветки родимой;
В степь укатился;
Докатился до Чёрного моря;
Засох и увял он;
Прижался у корня чинары;
ЛИСТОК
Вырос в отчизне суровой;
Приюта на время он молит;
До срока созрел я;
С ней шепчется ветер;
Я солнцем любима;
Корни мои умывает холодное море;
Цвету для него и блистаю;
Мой слух утомили…райские птицы;
ЧИНАРА
По небу я ветви раскинула ;
Меж листьев своих изумрудных;
Стоит молодая;
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. («На севере диком»)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. («Парус»)
3. Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. («Утёс»)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… («Листок»)
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… («Одиночество»)
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить…
РЕФЛЕКСИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческая работа (на выбор):
1) Написать письмо листку.
2) Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
3) Написать от имени листка рассказ о его путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой».
4) Для желающих: сочинить свое стихотворение о листке.
Спасибо
за работу на уроке
П.И. Чайковский «Осенняя песня»