М.Ю. Лермонтов «Парус»
ЦЕЛИ
- выделение идеи произведения, особенностей художественного мира стихотворения
- формирование навыка многоуровневого анализа
- формирование нравственно-эстетических представлений
История создания
Стихотворение 17-летнего Лермонтова написано в 1832 году в Петербурге . Вынужденный оставить Московский университет, он переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Думая, что же делать, он бродит в смятении по окрестностям города. Во время прогулок поэт нередко оказывался у Финского залива. Здесь он и написал «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Составьте ассоциативный ряд со словами парус и море
Парус: «парус одинокий», «что ищет он», «что кинул он», «он счастия не ищет и не от счастия бежит», «он мятежный».
На фоне бушующей и умиротворенной стихии белеет далекий парус. Образ представлен и точно, и в то же время обобщенно. В художественном мире Лермонтова парус – это человек, одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, чего-то ищущий.
Море: «В тумане моря голубом», «Играют волны – ветер свищет», «под ним струя светлей лазури».
В стихотворении море представлено в состоянии бури и покоя, связывает природные явления с человеческими переживаниями. В мире Лермонтова море соотнесено с человеческой жизнью.
- В стихотворении отдельные части и весь текст формально строятся на антитезе (противопоставление). Найдите антитезы в первом четверостишии.
Ищет – кинул. Страна далекая – край родной.
- Как вопросы в этом фрагменте влияют на общую интонацию?
Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливается последующими тревожными вопросами: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
- Найдите антитезы во втором и третьем четверостишии.
Играют волны – ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит…
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
- Как меняется пространство стихотворения от строфы к строфе? Где находится сам автор?
Парус белеет вдалеке, а мачта скрипит на самом парусники. Автор (наблюдатель) одновременно находится в разных местах.
Волны и ветер не соотнесены с движением корабля. Парус как будто неподвижен («белеет») и в тоже время «мачта гнется и скрыпит» - парусник стремительно несется по волнам. Происходит взаимопроникновение движения и неподвижности, что вместе с рассмотренными ранее противопоставлениями, усугубляет дисгармонию.
- В чем смысл таких противопоставлений?
Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни – мятеж.
- Лермонтов совмещает несовместимое. Зачем он это делает?
Символы бури и покоя не просто противопоставлены: буря включает в себя покой, а покой – бурю. Дисгармония в какой-то степени оборачивается гармонией. Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования (без неуспокоенности невозможен поиск истины).
- Для усиления образности произведения Лермонтов часто использует метафору. Слово золотой в прямом значении – сделанный из золота (золотая брошь). В стихотворении слово золотой употреблено в словосочетании луч солнца золотой . Каково переносное значение этого слова?
- Цветообраз играет важную роль в создании впечатления. Запишите названия всех цветов и оттенков, которые использованы в стихотворении.
Голубом, лазури, золотой, светлей . Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины.
Инверсия – это нарушение обычного порядка слов в предложении.
- Из первой строфы выпишите инверсии. Какого эффекта добивается этим поэт? Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в первой строфе.
Парус одинокий (прил.)
Тумане голубом (прил.)
Стране далекой (прил.)
Краю родном (прил).
В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой.
Обратный порядок слов позволяет акцентировать внимание на особом характере движения.
- Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова во второй строфе.
Свищет, скрыпит, ищет, бежит – глаголы 3 лица наст.времени, обозначают действия.
- Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в третьей строфе.
Лазури, золотой, бури, покой – сущ., обозначают явление и состояние.
Таким образом, в 1 строфе рифмуются прил., во 2 – глаголы, в 3 – сущ., что выражает движение от созерцательной описательности к бурной динамике и далее к утверждению. Глаголы в употреблены в настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее, ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Следовательно, поиски гармонии – вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.
- Какова авторская позиция? Есть ли местоимение «я»?
Его нет, но местоимение «он» употребляется 6 раз, постоянно обращая наше внимание к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли автора. Олицетворенный парус – персонаж, отдельный от автора, который наблюдает, и в то же время этот образ выражает авторское сознание.
- В последней строфе найдите главное для понимания идеи произведения слово. Назовите к нему синонимы и антонимы.
Мятежный – беспокойный, спокойный.
- Чему отдает предпочтение поэт?
Буря заменяет ему счастье, и выбор делается сознательно. В 1 строфе парус – лишь объект наблюдения и размышления, во 2 строфе – автор частично соединяется с ним, в 3 – сливаются.
ИТОГИ
Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию . Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»