СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Парус" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Парус" 6 класс (Меркин)»

М.Ю. Лермонтов «Парус»

М.Ю. Лермонтов «Парус»

ЦЕЛИ выделение идеи произведения, особенностей художественного мира стихотворения формирование навыка многоуровневого анализа формирование нравственно-эстетических представлений

ЦЕЛИ

  • выделение идеи произведения, особенностей художественного мира стихотворения
  • формирование навыка многоуровневого анализа
  • формирование нравственно-эстетических представлений
История создания Стихотворение 17-летнего Лермонтова написано в 1832 году в Петербурге . Вынужденный оставить Московский университет, он переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Думая, что же делать, он бродит в смятении по окрестностям города. Во время прогулок поэт нередко оказывался у Финского залива. Здесь он и написал «Парус».

История создания

Стихотворение 17-летнего Лермонтова написано в 1832 году в Петербурге . Вынужденный оставить Московский университет, он переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Думая, что же делать, он бродит в смятении по окрестностям города. Во время прогулок поэт нередко оказывался у Финского залива. Здесь он и написал «Парус».

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Составьте ассоциативный ряд со словами парус и море Парус: «парус одинокий», «что ищет он», «что кинул он», «он счастия не ищет и не от счастия бежит», «он мятежный». На фоне бушующей и умиротворенной стихии белеет далекий парус. Образ представлен и точно, и в то же время обобщенно. В художественном мире Лермонтова парус – это человек, одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, чего-то ищущий. Море: «В тумане моря голубом», «Играют волны – ветер свищет», «под ним струя светлей лазури». В стихотворении море представлено в состоянии бури и покоя, связывает природные явления с человеческими переживаниями. В мире Лермонтова море соотнесено с человеческой жизнью.

Составьте ассоциативный ряд со словами парус и море

Парус: «парус одинокий», «что ищет он», «что кинул он», «он счастия не ищет и не от счастия бежит», «он мятежный».

На фоне бушующей и умиротворенной стихии белеет далекий парус. Образ представлен и точно, и в то же время обобщенно. В художественном мире Лермонтова парус – это человек, одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, чего-то ищущий.

Море: «В тумане моря голубом», «Играют волны – ветер свищет», «под ним струя светлей лазури».

В стихотворении море представлено в состоянии бури и покоя, связывает природные явления с человеческими переживаниями. В мире Лермонтова море соотнесено с человеческой жизнью.

В стихотворении отдельные части и весь текст формально строятся на антитезе (противопоставление). Найдите антитезы в первом четверостишии. Ищет – кинул. Страна далекая – край родной. Как вопросы в этом фрагменте влияют на общую интонацию? Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливается последующими тревожными вопросами: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Найдите антитезы во втором и третьем четверостишии. Играют волны – ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит… Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
  • В стихотворении отдельные части и весь текст формально строятся на антитезе (противопоставление). Найдите антитезы в первом четверостишии.

Ищет – кинул. Страна далекая – край родной.

  • Как вопросы в этом фрагменте влияют на общую интонацию?

Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливается последующими тревожными вопросами: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

  • Найдите антитезы во втором и третьем четверостишии.

Играют волны – ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Он счастия не ищет и не от счастия бежит!

Как меняется пространство стихотворения от строфы к строфе? Где находится сам автор? Парус белеет вдалеке, а мачта скрипит на самом парусники. Автор (наблюдатель) одновременно находится в разных местах. Волны и ветер не соотнесены с движением корабля. Парус как будто неподвижен («белеет») и в тоже время «мачта гнется и скрыпит» - парусник стремительно несется по волнам. Происходит взаимопроникновение движения и неподвижности, что вместе с рассмотренными ранее противопоставлениями, усугубляет дисгармонию.
  • Как меняется пространство стихотворения от строфы к строфе? Где находится сам автор?

Парус белеет вдалеке, а мачта скрипит на самом парусники. Автор (наблюдатель) одновременно находится в разных местах.

Волны и ветер не соотнесены с движением корабля. Парус как будто неподвижен («белеет») и в тоже время «мачта гнется и скрыпит» - парусник стремительно несется по волнам. Происходит взаимопроникновение движения и неподвижности, что вместе с рассмотренными ранее противопоставлениями, усугубляет дисгармонию.

В чем смысл таких противопоставлений? Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни – мятеж. Лермонтов совмещает несовместимое. Зачем он это делает? Символы бури и покоя не просто противопоставлены: буря включает в себя покой, а покой – бурю. Дисгармония в какой-то степени оборачивается гармонией. Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования (без неуспокоенности невозможен поиск истины).
  • В чем смысл таких противопоставлений?

Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни – мятеж.

  • Лермонтов совмещает несовместимое. Зачем он это делает?

Символы бури и покоя не просто противопоставлены: буря включает в себя покой, а покой – бурю. Дисгармония в какой-то степени оборачивается гармонией. Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования (без неуспокоенности невозможен поиск истины).

Для усиления образности произведения Лермонтов часто использует метафору. Слово золотой в прямом значении – сделанный из золота (золотая брошь). В стихотворении слово золотой употреблено в словосочетании луч солнца золотой . Каково переносное значение этого слова? Цветообраз играет важную роль в создании впечатления. Запишите названия всех цветов и оттенков, которые использованы в стихотворении. Голубом, лазури, золотой, светлей . Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины.
  • Для усиления образности произведения Лермонтов часто использует метафору. Слово золотой в прямом значении – сделанный из золота (золотая брошь). В стихотворении слово золотой употреблено в словосочетании луч солнца золотой . Каково переносное значение этого слова?
  • Цветообраз играет важную роль в создании впечатления. Запишите названия всех цветов и оттенков, которые использованы в стихотворении.

Голубом, лазури, золотой, светлей . Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины.

Инверсия – это нарушение обычного порядка слов в предложении. Из первой строфы выпишите инверсии. Какого эффекта добивается этим поэт? Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в первой строфе. Парус одинокий (прил.) Тумане голубом (прил.) Стране далекой (прил.) Краю родном (прил). В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой. Обратный порядок слов позволяет акцентировать внимание на особом характере движения.

Инверсия – это нарушение обычного порядка слов в предложении.

  • Из первой строфы выпишите инверсии. Какого эффекта добивается этим поэт? Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в первой строфе.

Парус одинокий (прил.)

Тумане голубом (прил.)

Стране далекой (прил.)

Краю родном (прил).

В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой.

Обратный порядок слов позволяет акцентировать внимание на особом характере движения.

Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова во второй строфе. Свищет, скрыпит, ищет, бежит – глаголы 3 лица наст.времени, обозначают действия. Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в третьей строфе. Лазури, золотой, бури, покой – сущ., обозначают явление и состояние.
  • Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова во второй строфе.

Свищет, скрыпит, ищет, бежит – глаголы 3 лица наст.времени, обозначают действия.

  • Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в третьей строфе.

Лазури, золотой, бури, покой – сущ., обозначают явление и состояние.

Таким образом, в 1 строфе рифмуются прил., во 2 – глаголы, в 3 – сущ., что выражает движение от созерцательной описательности к бурной динамике и далее к утверждению. Глаголы в употреблены в настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее, ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Следовательно, поиски гармонии – вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.

Таким образом, в 1 строфе рифмуются прил., во 2 – глаголы, в 3 – сущ., что выражает движение от созерцательной описательности к бурной динамике и далее к утверждению. Глаголы в употреблены в настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее, ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Следовательно, поиски гармонии – вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.

Какова авторская позиция? Есть ли местоимение «я»? Его нет, но местоимение «он» употребляется 6 раз, постоянно обращая наше внимание к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли автора. Олицетворенный парус – персонаж, отдельный от автора, который наблюдает, и в то же время этот образ выражает авторское сознание.
  • Какова авторская позиция? Есть ли местоимение «я»?

Его нет, но местоимение «он» употребляется 6 раз, постоянно обращая наше внимание к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли автора. Олицетворенный парус – персонаж, отдельный от автора, который наблюдает, и в то же время этот образ выражает авторское сознание.

В последней строфе найдите главное для понимания идеи произведения слово. Назовите к нему синонимы и антонимы. Мятежный – беспокойный, спокойный. Чему отдает предпочтение поэт? Буря заменяет ему счастье, и выбор делается сознательно. В 1 строфе парус – лишь объект наблюдения и размышления, во 2 строфе – автор частично соединяется с ним, в 3 – сливаются.
  • В последней строфе найдите главное для понимания идеи произведения слово. Назовите к нему синонимы и антонимы.

Мятежный – беспокойный, спокойный.

  • Чему отдает предпочтение поэт?

Буря заменяет ему счастье, и выбор делается сознательно. В 1 строфе парус – лишь объект наблюдения и размышления, во 2 строфе – автор частично соединяется с ним, в 3 – сливаются.

ИТОГИ Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию . Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии.

ИТОГИ

Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию . Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!