СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. «Парус»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Парус»

Цель и задачи:

- ознакомление учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; чтение и анализ стихотворения «Парус»;

- расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; познакомить с понятиями  «антитеза», «инверсия»;

- развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение; строить монологические аргументированные высказывания по теме;

- способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова; формировать положительное отношение к знаниям, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет поэта, записи на доске, мультимедийная презентация

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. «Парус»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Парус»

Цель и задачи:

- ознакомление учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; чтение и анализ стихотворения «Парус»;

- расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; познакомить с понятиями «антитеза», «инверсия»;

- развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение; строить монологические аргументированные высказывания по теме;

- способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова; формировать положительное отношение к знаниям, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет поэта, записи на доске, мультимедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Самоопределение к деятельности:

1) Актуализация знаний, необходимых и достаточных для введения нового - Прослушайте отрывки из одного всем известного произведения:

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй…

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный бой…

- Из какого произведения эти строки?

- Что вы помните об этом стихотворении с 5 класса?

2) Постановка целей и задач урока:

- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь сегодня на уроке?

( Слайды 1,2)

- Каковы цели и задачи нашего урока? (Слайд 3)

- Что вы знаете о М.Ю.Лермонтове с прошлого года?

4. Работа по теме урока

1) Работа с автопортретом Лермонтова

- А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником. (Репродукции его картин мы посмотрим немного позже). Посмотрите на автопортрет Лермонтова в учебнике.

- Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказ. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах).

- Послушайте воспоминания выдающихся людей о личности поэта (книга В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим»)

- Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений , поэм и даже роман.

2) Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Вступительное слово учителя (слайды 4, 5, 6.)

1 ученик (рассказ о детстве писателя в Тарханах) – Слайды 7, 8, 9.

Запись в тетрадь: Родился в Москве. Рано лишился матери. Воспитанием занималась бабушка – богатая помещица, жившая в селе Тарханы Пензенской губернии.

2 ученик (рассказ об обучении Лермонтова, его увлечениях) – Слайды 10,11,12.

Запись в тетрадь: Обучался на дому, владел иностр. яз., играл на музыкальных инструментах, рисовал акварелью, лепил из воска.

Будущий поэт любил природу.

3 ученик (чтение стихотворения «Взгляни опять: подобная Армиде…»).

4 ученик (рассказ о поездках Лермонтова на Кавказ, чтение стихотворения «И вижу я себя ребёнком») – Слайд 13.

Запись в тетрадь: Бабушка трижды возила внука на Кавказ.

5 ученик (рассказ об обучении Лермонтова в Москве и Петербурге) – Слайды 14,15,16.

Запись в тетради: В 13 лет Лермонтов поступил в 4 класс московского университетского Благородного пансиона. Охотно учился и в 14 лет начал писать стихи. В 15 лет поступил в Московский университет и жил у бабушки на Малой Молчановке. Через 2 года Лермонтов уехал в Петербург и поступил в военную школу. Очень тосковал по своих московских друзьях.

В эти дни было создано стихотворение «Парус»

3) Чтение учителем стихотворения «Парус»

4) История создания стихотворения «Парус» (1832 г.)

М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.

Что испытывает человек, находясь вблизи с морем? Что его волнует? (Величие, простор. Постоянная изменчивость: то спокойное, безмятежное, то пенится и шумит. То лазурно – синее, то свинцово – серое. Вблизи моря думаешь о чем – серьёзном, сокровенном).

5) Анализ стихотворения

- Что вы представляете, слушая стихотворение? Какие картины видите?

- Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение? (Эпитет «одинокий» )

- В стихотворении есть какая – то тайна. Попробуйте проникнуть в неё.

- Сравните картины, нарисованные в 2 и 3 строфе?

- Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?

- О чем говорят две последние строки каждой строфы? (Это голос самого поэта, его размышления).

- О чем эти размышления?

- Как называется художественное средство, когда одно явление противопоставляется другому? (антитеза)

- Только один раз появляется слово «парус».А в других строчках – местоимения: «ищет он», «кинул он», « он счастия не ищет», « не от счастия бежит», « просит бури».

- Можно ли так говорить о неодушевленном существе?

- Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе? (только гордый, смелый человек не бежит от бури, а ищет встречи с ней?

- Как называется такое выразительное средство? Найдите в стихотворении олицетворения.

- Почему парус называют «мятежным»? (т.к. ищет непокоя) К какому выразительному средству относится слово «мятежный». Найдите эпитеты в стихотворении.

- В чем же смысл стихотворения?( Он видит парус и вспоминает гордых, мятежных, одиноких друзей, ими гордится, сочувствует им).

Запись в тетрадь: «Парус» - создание 18-летнего поэта. Образ бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтическая связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

6) Работа с рисунком Лермонтова

- Рассмотрите акварельный рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус». Сравните настроение, выраженное Лермонтовым в поэтическом «Парусе», с настроением, которое передает произведение живописи.

7) Понятие об инверсии

Перечитайте строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

Задание для класса: Найдите ещё инверсии в стихотворении «Парус» и подумайте, какое настроение они помогают выразить.

5. Подведение итогов урока

- Прочитайте стихотворение ещё раз.

- Изменилось ли первое впечатление от стихотворения?

6. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Парус» наизусть

7. Комментированное выставление оценок

8. Рефлексия

- Что на уроке было самым интересным?

- Что очень сложным?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!