План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Цель и задачи:
- ознакомление учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; чтение и анализ стихотворения «Парус»;
- расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; познакомить с понятиями «антитеза», «инверсия»;
- развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение; строить монологические аргументированные высказывания по теме;
- способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова; формировать положительное отношение к знаниям, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: портрет поэта, записи на доске, мультимедийная презентация
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Самоопределение к деятельности:
1) Актуализация знаний, необходимых и достаточных для введения нового - Прослушайте отрывки из одного всем известного произведения:
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй…
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный бой…
- Из какого произведения эти строки?
- Что вы помните об этом стихотворении с 5 класса?
2) Постановка целей и задач урока:
- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь сегодня на уроке?
( Слайды 1,2)
- Каковы цели и задачи нашего урока? (Слайд 3)
- Что вы знаете о М.Ю.Лермонтове с прошлого года?
4. Работа по теме урока
1) Работа с автопортретом Лермонтова
- А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником. (Репродукции его картин мы посмотрим немного позже). Посмотрите на автопортрет Лермонтова в учебнике.
- Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказ. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах).
- Послушайте воспоминания выдающихся людей о личности поэта (книга В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим»)
- Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений , поэм и даже роман.
2) Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
Вступительное слово учителя (слайды 4, 5, 6.)
1 ученик (рассказ о детстве писателя в Тарханах) – Слайды 7, 8, 9.
Запись в тетрадь: Родился в Москве. Рано лишился матери. Воспитанием занималась бабушка – богатая помещица, жившая в селе Тарханы Пензенской губернии.
2 ученик (рассказ об обучении Лермонтова, его увлечениях) – Слайды 10,11,12.
Запись в тетрадь: Обучался на дому, владел иностр. яз., играл на музыкальных инструментах, рисовал акварелью, лепил из воска.
Будущий поэт любил природу.
3 ученик (чтение стихотворения «Взгляни опять: подобная Армиде…»).
4 ученик (рассказ о поездках Лермонтова на Кавказ, чтение стихотворения «И вижу я себя ребёнком») – Слайд 13.
Запись в тетрадь: Бабушка трижды возила внука на Кавказ.
5 ученик (рассказ об обучении Лермонтова в Москве и Петербурге) – Слайды 14,15,16.
Запись в тетради: В 13 лет Лермонтов поступил в 4 класс московского университетского Благородного пансиона. Охотно учился и в 14 лет начал писать стихи. В 15 лет поступил в Московский университет и жил у бабушки на Малой Молчановке. Через 2 года Лермонтов уехал в Петербург и поступил в военную школу. Очень тосковал по своих московских друзьях.
В эти дни было создано стихотворение «Парус»
3) Чтение учителем стихотворения «Парус»
4) История создания стихотворения «Парус» (1832 г.)
М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.
Что испытывает человек, находясь вблизи с морем? Что его волнует? (Величие, простор. Постоянная изменчивость: то спокойное, безмятежное, то пенится и шумит. То лазурно – синее, то свинцово – серое. Вблизи моря думаешь о чем – серьёзном, сокровенном).
5) Анализ стихотворения
- Что вы представляете, слушая стихотворение? Какие картины видите?
- Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение? (Эпитет «одинокий» )
- В стихотворении есть какая – то тайна. Попробуйте проникнуть в неё.
- Сравните картины, нарисованные в 2 и 3 строфе?
- Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?
- О чем говорят две последние строки каждой строфы? (Это голос самого поэта, его размышления).
- О чем эти размышления?
- Как называется художественное средство, когда одно явление противопоставляется другому? (антитеза)
- Только один раз появляется слово «парус».А в других строчках – местоимения: «ищет он», «кинул он», « он счастия не ищет», « не от счастия бежит», « просит бури».
- Можно ли так говорить о неодушевленном существе?
- Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе? (только гордый, смелый человек не бежит от бури, а ищет встречи с ней?
- Как называется такое выразительное средство? Найдите в стихотворении олицетворения.
- Почему парус называют «мятежным»? (т.к. ищет непокоя) К какому выразительному средству относится слово «мятежный». Найдите эпитеты в стихотворении.
- В чем же смысл стихотворения?( Он видит парус и вспоминает гордых, мятежных, одиноких друзей, ими гордится, сочувствует им).
Запись в тетрадь: «Парус» - создание 18-летнего поэта. Образ бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтическая связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
6) Работа с рисунком Лермонтова
- Рассмотрите акварельный рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус». Сравните настроение, выраженное Лермонтовым в поэтическом «Парусе», с настроением, которое передает произведение живописи.
7) Понятие об инверсии
Перечитайте строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.
Задание для класса: Найдите ещё инверсии в стихотворении «Парус» и подумайте, какое настроение они помогают выразить.
5. Подведение итогов урока
- Прочитайте стихотворение ещё раз.
- Изменилось ли первое впечатление от стихотворения?
6. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Парус» наизусть
7. Комментированное выставление оценок
8. Рефлексия
- Что на уроке было самым интересным?
- Что очень сложным?