СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова»

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Презентация к уроку литературы в 7 классе учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №8» г.Шарыпово Красноярского края Зуевой Надежды Алексеевны

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Презентация к уроку литературы в 7 классе

учителя русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №8» г.Шарыпово Красноярского края

Зуевой Надежды Алексеевны

«Песня…» - историческая поэма в народном стиле, написана в  1837 году и впервые опубликована в 1838 году. 

«Песня…» - историческая поэма в народном стиле, написана в  1837 году и впервые опубликована в 1838 году. 

История создания В своём творчестве Лермонтов часто обращался к истории. Ещё с ранних лет у поэта появился интерес к русскому фольклорному творчеству. Дальнейшему развитию этого интереса способствовала тесная дружба с родственником поэта  С.А.Раевским, который был знатоком и собирателем фольклора. Вполне вероятно, что сюжетная линия «Песни...» могла быть навеяна Лермонтову Н.М.Карамзиным. В IX томе его «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: её взяли, обесчестили... а ему отрубили голову».

История создания

В своём творчестве Лермонтов часто обращался к истории. Ещё с ранних лет у поэта появился интерес к русскому фольклорному творчеству. Дальнейшему развитию этого интереса способствовала тесная дружба с родственником поэта  С.А.Раевским, который был знатоком и собирателем фольклора.

Вполне вероятно, что сюжетная линия «Песни...» могла быть навеяна Лермонтову Н.М.Карамзиным. В IX томе его «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: её взяли, обесчестили... а ему отрубили голову».

Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли Пушкина. Так же, как и герой Лермонтова Калашников, Пушкин защищал не только и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи. 

Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли Пушкина. Так же, как и герой Лермонтова Калашников, Пушкин защищал не только и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи. 

Они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «Гойда!». Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Во времена Ивана Васильевича опричников называли  «государевыми людьми» . Одеянием опричники напоминали монахов.

Они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «Гойда!». Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного.

Во времена Ивана Васильевича опричников называли  «государевыми людьми» . Одеянием опричники напоминали монахов.

Идея поэмы В произведении поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия. Для героя произведения, человека «маленького», честь оказывается важнее жизни. И страх перед властью — царем — не смог одолеть высокого нравственного чувства этого человека.

Идея поэмы

В произведении поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия. Для героя произведения, человека «маленького», честь оказывается важнее жизни. И страх перед властью — царем — не смог одолеть высокого нравственного чувства этого человека.

Кирибеевич Опричник Кирибеевич идет против закона и порядка: он полюбил замужнюю женщину. Он чувствует свою абсолютную безнаказанность, слукавив перед своим хозяином и заручившись его поддержкой.

Кирибеевич

Опричник Кирибеевич идет против закона и порядка: он полюбил замужнюю женщину. Он чувствует свою абсолютную безнаказанность, слукавив перед своим хозяином и заручившись его поддержкой.

Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как по его милости в полной безнаказанности оказываются опричники. В то же время обычный человек простого звания оказывается перед царем бесправен, и дело его чести оказывается делом его жизни и смерти. И все же царь проявляет милосердие: обещает позаботиться о семье казненного Калашникова.

Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как по его милости в полной безнаказанности оказываются опричники. В то же время обычный человек простого звания оказывается перед царем бесправен, и дело его чести оказывается делом его жизни и смерти. И все же царь проявляет милосердие: обещает позаботиться о семье казненного Калашникова.

Купец Калашников Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников — является выразителем высоких нравственных представлений о правде, чести, достоинстве. Защищая честь своего дома и обиженную жену, он поднял руку на опричника и обрек себя на верную смерть. Иначе в сложившихся условиях он поступить не может: у него нет прав перед царем и его приближенными, защитить себя может только он сам. Он смиренно принимает свой смертный приговор, понимая неотвратимость расплаты и сохраняя человеческое достоинство.

Купец Калашников

Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников — является выразителем высоких нравственных представлений о правде, чести, достоинстве. Защищая честь своего дома и обиженную жену, он поднял руку на опричника и обрек себя на верную смерть. Иначе в сложившихся условиях он поступить не может: у него нет прав перед царем и его приближенными, защитить себя может только он сам. Он смиренно принимает свой смертный приговор, понимая неотвратимость расплаты и сохраняя человеческое достоинство.

Поэтика Произведение написано как стилизация под русский народный эпос. Жанр — поэма.  Стихотворный метр — белый стих. Уже в самом названии «Песни...» («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») заметна фольклорная особенность — такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. Герои в названии перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.

Поэтика

Произведение написано как стилизация под русский народный эпос.

Жанр — поэма.

Стихотворный метр — белый стих.

Уже в самом названии «Песни...» («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») заметна фольклорная особенность — такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. Герои в названии перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.

Поэтика Произведение начинается так: «Ой, ты гой еси...» Подобные запевы характерны для народных былин, сказов. Это традиционное приветствие старой Руси. Народность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и в лексике. Так, например, в «Песне...» встречается характерное употребление слов-синонимов, объединенных в одно слово: «гуляют-шумят». Повтор — излюбленный прием сказителей. Он употребляется в произведении в различных формах: здесь есть анафоры, эпифоры, лексические повторы. 

Поэтика

Произведение начинается так: «Ой, ты гой еси...» Подобные запевы характерны для народных былин, сказов. Это традиционное приветствие старой Руси.

Народность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и в лексике. Так, например, в «Песне...» встречается характерное употребление слов-синонимов, объединенных в одно слово: «гуляют-шумят». Повтор — излюбленный прием сказителей. Он употребляется в произведении в различных формах: здесь есть анафоры, эпифоры, лексические повторы. 

Поэтика В поэме используются устоявшиеся (постоянные) эпитеты : «смерть лютая», «молодая жена», «добрый молодец», «очи соколиные», «вино сладкое заморское», «дума крепкая» и многие другие. Также важно употребление инверсий , характерных для народной поэтической речи: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

Поэтика

В поэме используются устоявшиеся (постоянные) эпитеты : «смерть лютая», «молодая жена», «добрый молодец», «очи соколиные», «вино сладкое заморское», «дума крепкая» и многие другие.

Также важно употребление инверсий , характерных для народной поэтической речи:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

Тема этого произведения находится как бы вне времени: вопросы чести и человеческого достоинства, всевластия и милосердия, коварства и справедливости — вечные вопросы. Но, избрав такую необычную форму — стилизацию под народную песню, — Лермонтов создал яркое и самобытное произведение. Присутствие в повествовании реальных исторических фактов и персонажей наряду с фольклорной основой придает особенную выразительность этому произведению.
  • Тема этого произведения находится как бы вне времени: вопросы чести и человеческого достоинства, всевластия и милосердия, коварства и справедливости — вечные вопросы. Но, избрав такую необычную форму — стилизацию под народную песню, — Лермонтов создал яркое и самобытное произведение. Присутствие в повествовании реальных исторических фактов и персонажей наряду с фольклорной основой придает особенную выразительность этому произведению.