СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Анализ произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Анализ произведения»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Анализ произведения

1. История написания.

  • Лермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы «Исповедь», «Боярин Орша»). В «Мцы­ри» включены отдельные строки из ранних произведений.

  • В 1831 возник замысел «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная ду­ша томится.» (М. Ю. Лермонтов, 1831 г.)

  • В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни которого легла в основу сюжета.

  • Влияние на Лермонтова поэмы Шота Руставели «Витязь в тиг­ровой шкуре».

В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится…» С момента появления этой записи прошло 8 лет. Задуманный сюжет поэт использовал в своих поэмах: «Исповедь», «Боярин Орша». Но более совершенное воплощение замысел поэта получил в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году. Первоначальное заглавие «Бэри» (груз. – «монах») Лермонтов переменил на «Мцыри», т.к. второе название более точно отражало статус главного героя: бэри – монах, а мцыри – готовящийся в монахи (груз.). Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии. Там он встретил одинокого монаха, рассказавшего ему свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желая жить в заточении. После тяжелой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.

2. Дайте определение литературного направления, в котором написано произведение, перечислите именно те черты, которые позволяют отнести «Мцыри» М.Ю. Лермонтова к данному литературному направлению.

  • Определение.

Романтизм – это направление в искусстве и литературе конца XVIII — 1-й половины XIX в., отражающее стремление художника противопотавить реальную действительность и мечту.

  • Черты:

  • разлад мечты и реальности;

  • в центре – романтический конфликт;

  • романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него;

  • романтический мир необычен, экзотичен.

В центре поэмы – идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой не похож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.

2. Жанр. * Романтическая поэма-исповедь. Мцыри в переводе с грузинского — «неслужащий монах», «послушник». В. Г. Белинский: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова»).

* Определение жанра.

Поэма – это лиро-эпическое произведение, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

3. В каком значении в произведении употреблено слово исповедь?

Словарная работа

Исповедь

1) Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

2) Перен. Откровенное признание кому-л. в чем-л. 3) Сообщение своих мыслей, взглядов.

  • Исповедь помогает раскрыться внутреннему миру юноши. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим страстью к свободе, жаждой жизни со всеми ее печалями и радостями. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, атмосферой, где сковываются все естественные стремления.

4. Тема произведения. Судьба романтического героя, взятого в плен и выросшего в стенах монастыря, страдающего от неволи и решившего вырваться на желанную свободу любой ценой.

5. Идея. Свобода – высшая ценность человека.

6. Особенности стихотворной формы:

а) размер + указать количество стоп в строке:

б) рифма (по месту ударения: мужская, женская; дактилическая; точная, неточная);

в) по расположению в строках: (парная (аабб), перекрёстная (абаб),

кольцевая (опоясывающая)(абба)).

7. Художественные средства.

ЭПИТЕТ.

МЕТАФОРА.

СРАВНЕНИЕ.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

ГИПЕРБОЛА.

8. Смысл эпиграфа. Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.

9. Конфликт произведения.

Мцыри, стремящийся

на свободу, жаждущий вернуться на родину.









Монастырь — тюрьма для

героя, стесняющая его свободу, разрушающая мечты



10. Композиция, ее особенности:

  • Кольцевая.

  • Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри. Его родина — абсолютный идеал, символ свободы, к которому надо стремиться. Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю. Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом.

11. Какова цель побега главного героя из монастыря? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.

А) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы.

Б) «…Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог; Быть свободным для Мцыри – вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. В душе его живет образ незнакомого желанного «мира тревог и битв».

12. Лишь в небольшой главе рассказано о жизни героя, а все остальные 24 главы включают в себя те 3 дня, которые провел Мцыри на свободе. Почему автор пошел на такое построение поэмы?

«Три блаженных дня» значат для героя больше, чем жизнь, проведенная в монастыре:

  • герой проживает целую жизнь, именно такую, о которой мечтал, находясь все эти годы в монастырских стенах;

  • раскрывается внутренний мир героя, где Мцыри не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью.

13. Что испытывает Мцыри при встрече с молодой грузинкой? Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от внешнего мира. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.

14. Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом (кульминация произведения)? В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Мцыри понимает, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов». Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.

15. Природа в поэме.

Романтический герой чувствует родство с природой, живёт по её законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим голову навстречу дню, он сам — часть природы.









Двойственность образа природы в поэме

Помощник героя:

Гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать:

«И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, / Я убежал. О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я сле­дил, / Рукою молнию ловил... / Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой?»

Рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает именно красоту природы:

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле? Пышные поля, / Холмы, покрытые венцом / Дерев, разросшихся кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске круговой».

Герой желает умереть в саду, где

«Акаций белых два куста... / Трава меж ними так густа, / И свежий воздух так душист, / И так прозрачно-золотист / Играющий на солнце лист!»


Враг героя:

Природа вступает в противоборство с героем:

«Мне стало страшно: на краю / Грозящей бездны я лежал...» / «Едва взо­шла заря, / Палящий луч её обжёг / В тюрьме воспитанный цветок... / И как его, палил меня / Огонь безжалостного дня. / Напрасно прятал я в траву / Мою усталую главу: / Иссохший лист её венцом / Терновым над моим челом / Свивался, и в лицо огнём / Сама земля дышала мне».

Лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь:

«Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!»

Гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки: «Дитя моё, / Останься здесь со мной: / В воде привольное житьё / И холод, и покой»

16. Почему герой устает от природы? Свобода оказалось губительна для главного героя, т.к. за эти три дня с ним произошло множество событий, которые вызывают в душе героя бурю эмоций и чувств. Мцыри не привык к этому. Он устает от переживаний.

17. Почему гибнет Мцыри? Истоки трагедии Мцыри – в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его общения с людьми, практического опыта, знаний жизни. Мцыри словно узник в своей темнице. Познав свободу, борьбу, природу, жить в темнице юноша уже не смог бы. Это становиться причиной его смерти. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ.

18. Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?» Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.

19. Кто, по мнению автор, должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? Человек должен сам выбирать свой путь.

20. Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый.

21. Почему Мцыри – любимый герой М.Ю. Лермонтова?

  • Мцыри, как и Лермонтов, стремится к свободе даже ценой собственной жизни. (Вместе со своим героем Лермонтов жаждет оказаться на воле. То к чему стремиться главный герой (вольный ветер, широкие просторы) и есть смысл жизни для всех, кто, будучи свободолюбивой личностью, вынужден искусственно ограничивать себя в силу ряда причин, будь то социальный статус или общественное мнение.)

  • Образ Мцыри – воплощение самых дорогих для поэта идеалов: любви к живой жизни, любви к людям.

22. Личностное восприятие произведения.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!