СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Сюжет и главный герой поэмы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе. Развивать навыки анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Сюжет и главный герой поэмы»

Разработка открытого урока

в 8 классе по литературе

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

города Макеевки»

Рыжикова О.В.

2019-2020 учебный год


Тема: «М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Сюжет и главный герой поэмы».

Цели урока:

  • Развивать навыки анализа текста

  • Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

  • Выявить структурные особенности поэмы

  • Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы

  • Воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений

Оборудование: презентация «Иллюстрации к поэме «Мцыри», учебник В.Я.Коровина «Литература» 8 класс: Просвещение, 2009г.



Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания: ответ на вопрос: Почему М.Лермонтов отказался от эпиграфа «Родина бывает только одна», а обратился к Библии? Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема поэмы: судьба романтического героя – сильного, смелого, выросшего в сумрачных стенах монастыря и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот час, когда это было всего опасней.

Идея поэмы: три дня настоящей жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь неволе.

В тетрадях число, тема урока.

3.Сюжет поэмы.

Вспомним, что такое сюжет произведения? (основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности)

4.Просмотр презентации.

Показаны в произволном порядке слайды с иллюстрациями из поэмы «Мцыри».Работа в группах: определить хронологическую последовательность сюжетов из поэмы.

Физминутка

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)


Назвали все предметы

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.


5.Проверить себя, нам поможет текст. (Чтение наизусть основных глав поэмы учащимися)

Проверяем хронологию: (3,2.5,6,1,8,4,7)

6.Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, его рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. Три дня на свободе, полные жизни. Сюжет поэмы составляет не внегние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Сюжет позволяет состредоточить все внимание на характере центрального героя.

7.Беседа по вопросам.

Сегодня мы с вами должны составить портрет нашего героя. Но не портрет – лицо, а характер .И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

Где происхожит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

«Мцыри» - необычное имя и название поэмы. В переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак. Как вы думаете, какое из этих толкований больше подходит герою и почему?

Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним:

В тетрадь выпишем наиболее важные части поэмы, которые служат для раскрытия характера Мцыри., т.к. автор не раскрывае характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость, пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.

8.Работа по тексту поэмы. Аналитическое выборочное чтение.

Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц,а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ НА ФОНЕ ПРИРОДЫ

Встреча с грузинкой (гл.13)

Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение

Бой с барсом\ могучий барс (гл.16-19)

Мужественный, бестрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.

Опять монастырская стена ( гл.20)

Обманутые надежды, отчаяние, безнадежность

Исповедь (покаяние, откровенное признание в чем-нибудь)(гл.3,4.24-24)

Последнее желание (гл.26)

Прощание с жизнью, его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Последние егомысли о родине, свободе, жизни.

Таким образом, мы с вами убедились, что ни одна композиционная часть не является в произведении лишней. А подчиняются главной мысли- раскрыть характер романтического героя. А Мцыри – романтический герой.( пышная природа Кавказа, Мцыри превыше всего ценит свободу,бросает вызов окружаюшему его миру…)



Творческая работа .Напишите сочинение – миниатюру « Как раскрывается характер Мцыри»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!