Средняя школа имени Сагындыка Омурбаева
Русская литература
Учительница русского языка и литературы Бапаш кызы Жазгул
Критерии оценивание
Правильная речь, полный правильный ответ
Неполный, но правильный ответ, старание отвечать на вопросы
2
Неправильный ответ.
балл
1
балл
0
балл
Опрос домашнего задания
Учёба
Детство
Произведения
Видео-презентация
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение
Никто от нее не уйдет: Ни царь, ни царица, Ни красная девица, Ни рыба в море, Ни заяц в норе.
С
Т
Е
Р
Ь
М
Т
П
А
Э
О
АВТОР СТИХОТВОРНЫХ,
ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Цели урока:
Образовательная: Учащиеся продолжают знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова.
Научаться анализировать лирическое произведение на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
Развивающая: Развивают навыки правильного и выразительного чтения стихотворения
Воспитательная: Научаться дать эмоциональную оценку прочитанному стихотворению. Воспитывают интерес к русскому языку
История создания стихотворения
Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потере бесценного для России поэта.
Полная версия стихотворения подаётся царю с указанием о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.
Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I.
Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовое стихотворение, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.
Выразительное чтение стихотворения
Погиб поэт!- невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. _____________________
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Словарная работа
Оклеветанный молвой - оговоренный людьми.
Невольник чести - действует по чести, не может от этого отступиться.
Не вынесла душа поэта - невыносимый удар, который не вынесла душа поэта.
Жалкий лепет - протест, но очень слабый, невнятный, незаметный.
Злобно гнали - заставляли уйти, очень ожесточенно.
Дивный гений - неестественный, удивительный, гениальный, талантливый мудрец.
Угас - потускнел, затих, замолк.
Пустое сердце - бессодержательная, холодная душа.
Дерзко презирал - храбро, неуважительно, неустрашимо, резко пренебрегал.
Щадить - жалеть, беречь, миловать.
Добыча ревности глухой - пленник неясной, приглушённой горячности.
Пламенные страсти - горячие, накалённые чувства; влечение к кому-либо, тяга.
Венец терновый - мученичество, крест заставляющий мучаться.
Иглы тайные - скрытые "предметы", вызывающие боль, смятение, неясность.
Коварный шепот - опасный, хитрый, предательский шепот; обсуждение за спиной.
Закрепление знаний
Произведение Лермонтова “Смерть поэта” посвящено:
К гибели Есенина
К гибели А.С. Пушкина
К гибели близкого друга
В каком году написано произведение:
1837
1847
1827
К каким изменениям в жизни Лермонтова привело написание стихотворения:
Лишён звания и наследства
Отсидел 3 года в тюрьме
Был сослан на Кавказ
“ Погиб поэт! -…”
Невольник чести
Виновник счастья
Заложник мести
Что не дрогнуло в руке убийцы?
Сабля
Пистолет
Ружьё
Оценивание
10 баллов
5
Больше 5 баллов
4
Меньше 4
3
рефлексия
Домашнее задание
Выучить стихотвроения «Смерть поэта» наизусть