Урок № 10-11 _________________
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Желанье», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва». Тема одиночества в лирики поэта. Проблема гармонии человека и природы. Средства выразительности в художественном произведении.
Цели урока. знакомство с историей создания стихотворений М.Ю. Лермонтова. углубление понятий «художественный образ», «лирический герой», «авторская позиция», «лирическое «Я».
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
1. Работа с учебником стр. 137-141
2. Анализы стихотворений
«Желание» стр.136 сборник
Произведение М. Ю. Лермонтова “Желание” написано в фольклорных традициях: это элегия с элементами подражания народным песням. Тема произведения — семейное предание о происхождении поэта.
История создания – стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году. Увлечение поэта историей своего рода, влияние байроновских традиций сыграли свою роль в создании стихотворения “Желание”.
Тема – тоска по родине, о невозможных, несбыточных мечтах, одиночество.
Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в страну своих предков. Состоит из 6 строф, разделённых содержательно на “путешествие” и “монолог лирического героя”.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – произведение написано чередующимся амфибрахием и анапестом, рифмовка парная (ААВВ).
Эпитеты – “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Метафора – “расстилаются волны морей”.
«Когда волнуется желтеющая нива» наизусть, стр. 161
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” отражена идея, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу, только в гармонии с природой.
История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.
Тема – связь природы с духовным становлением человека.
Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.
Эпитеты – свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”. Олицетворение – “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.
«Ангел» - наизусть, стр.95
Стихотворение “Ангел” Лермонтова относится к раннему периоду творчества и было написано, когда поэту было 16 лет. В основе стихотворения детская колыбельная.
История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы, тема веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.
«Молитва» стр. 35
Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”. Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
4. Итог урока. Рефлексия Был ли сегодняшний урок для вас интересным? Что нового вы узнали? Действительно ли Лермонтов олицетворяет собой тьму, печаль и разочарованность?
5. Домашнее задание: 1 урок наизусть «Когда волнуется желтеющая нива»
2 урок «Ангел»
История создания Стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. Семья поэта хранила предания о том, что их род идёт от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения – неизвестно, но воображение юноши дорисовало все недостающие детали, и появилось немного наивное, романтичное стихотворение “Желание”. Мечты молодого человека о свободе, возможности побывать в далёкой стране предполагаемых предков заведомо были несбыточными, это обусловлено временем и материальным положением семьи поэта. Такое путешествие могли себе позволить только очень состоятельные люди. Шестнадцатилетний юноша это прекрасно понимал, и его желания реализовались в прекрасное, грустное стихотворение с соответствующим названием. Сыграло роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Также не стоит исключать влияния известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого был увлечён в этот период молодой Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1859 году.
Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт. Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой, томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – в Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.
Композиция Стихотворение состоит из шести строф с парной рифмовкой. В каждом четверостишии 1-я и 3-я строфа написана амфибрахием, 2-я и 4-я -анапестом. Это придаёт стихотворному тексту очень своеобразное звучание, скорее не свойственное большинству произведений Лермонтова. Первые четыре строфы – воображаемое путешествие лирического героя, перевоплощённого в “степного ворона”. Две последние строфы – восклицание о неизбежности повиноваться своей судьбе, невозможности изменить то, что предначертано.
Жанр – лирическое стихотворение, на что указывают грустные раздумья, тоска по невозможному, философские умозаключения о жизни и судьбе. На принадлежность стихотворения к этому жанру указывает также то, что оно написано от первого лица.
Средства выразительности Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора. Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной… Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах…”).
История создания В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы. Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Тема Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического героя. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой. Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
Композиция Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива”, “кивает ландыш”, “лепечет сагу ключ”. Все три первые строфы начинаются со слова “когда”, последнее четверостишие – “тогда”, которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога). В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – внутренний мир лирического героя. Стихотворение написано шестистопным ямбом (в последнем стихе 4 стопы), иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.
Жанр Это лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К только философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.
Средства выразительности В произведении Лермонтова много ярких эпитетов (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений: “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.
История создания Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
Тема В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описывать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Композиция Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томиться в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в романтическом направлении. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.
Жанр Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии (грустные размышления на философские темы). Принадлежность к элегии подтверждается и наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стихотворения.
Средства выразительности Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
История создания Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него. По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Тема Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо. Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении. Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу. Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Композиция В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”. Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо. Написано стихотворение трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Жанр Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стихотворению, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести.
Средства выразительности Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
Словарь урока:
Художественный образ – это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Лирический герой – субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики. Лирический герой не тождественен автору текста. Лирический герой — это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения».
Лирическое «я» — это некий повествователь, существующий исключительно в лирике и, с одной стороны, соотносимый с автором, имеющим именно его в качестве основания, с другой стороны, сколь угодно далеко отходящий от него в рамках лирического стихотворения.